Государственные закупки находятся в поле постоянного внимания законодателя. Это подтверждается уже тем, что Закон Республики Казахстан "О государственных закупках" (далее – Закон о госзакупках) претерпел изменения 45 раз, а в Правила осуществления государственных закупок изменения вносились 60 раз.
Главная новость в сфере госзакупок - 1 июля 2024 года принят новый Закон "О государственных закупках" (далее – Закон), который вступит в действие с 01 января 2025 года.
В данной публикации обзорно изложены новеллы Закона, который начнет действовать с 2025 года.
Тренды развития законодательства
Изменения законодательства о госзакупках за последние 5 лет позволяет выделить основные тренды развития правового регулирования госзакупок – это:
- дальнейшая централизация процесса госзакупок;
- цифровизация и автоматизация процесса госзакупок;
- поддержка отечественного производителя;
- синхронизация правового регулирования госзакупок и иных закупок в квазигосударственном секторе;
- совершенствование порядка урегулирования споров между участниками госзакупок; потенциальных поставщиков;
- совершенствование порядка рассмотрения споров судами.
В новом Законе сохраняют актуальность такие направления развития законодательства, как:
- цифровизация и автоматизация процесса госзакупок и
- совершенствование порядка урегулирования споров участников госзакупок.
Также к новеллам нового Закона о госзакупках 2024 года следует отнести:
- упрощение и ускорение процедур, повышению самостоятельности участников госзакупок;
- введение общественного контроля.
Куда развивается цифровизация?
В цифровизации госзакупок введено новое направление - выбор потенциальных поставщиков по неценовым критериям.
Во-первых, в Законе о госзакупках предусмотрены дополнительные критерии, по которым определяется финансовая устойчивость потенциального поставщика: веб-порталом автоматически на основании сведений по доходам, уплаченным налогам, основным средствам, фонду оплаты труда в порядке, определенном правилами осуществления государственных закупок (подпункт 2) статьи 11).
Во-вторых, сейчас одним из квалификационных требований к потенциальному поставщику является обладание материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках.
В новом Законе о госзакупках это квалификационное требование дополнено: в государственных закупках работ, услуг заказчик вправе требовать от потенциального поставщика наличия материальных и трудовых ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по договору, зарегистрированных в соответствующей административно-территориальной единице в границах области, города республиканского значения и столицы по месту выполнения работ, оказания услуг (подпункт 4) статьи 11).
Данные дополнения, по всей видимости, учитывают практику исполнения договоров госзакупок, когда победителями становятся поставщики из других регионов. При поставке товаров это не критично. Однако если предметом договора госзакупок являются работы и услуги. которые надо произвести по месту нахождения заказчика, то большие расстояния могут негативно повлиять на вопросы исполнения договора, в том числе доставку материалов, оборудования, рабочей силы к месту назначения.
В-третьих, алгоритмы цифровизации совершенствуются, так как Закон о госзакупках года учитывает ошибки и просчеты действующего законодательства, которые выявляется практика.
Например, в Палату предпринимателей Северо-Казахстанской области обратился предприниматель с вопросом о том, он автоматически не был допущен к участию в конкурсе на строительство домов для пострадавших от паводка весной 2024 года. Основание недопуска – не соответствие критериям финансовой устойчивости, а именно: показатель уплаченных налогов за три года, предшествующих предыдущему году у потенциального поставщика составляет менее трех процентов от его доходов, как этого требует подпункт 2) пункта 44 Правил осуществления государственных закупок. В этом нет вины потенциального поставщика – просто он является участником специальной экономической зоны (СЭЗ), который в силу закона освобожден от налоговых и таможенных выплат, в том числе от уплаты налога на добавленную стоимость на реализацию продукции на территории СЭЗ, корпоративного подоходного налога, налога на имущество, налога на землю и др. Однако такое освобождение от уплаты налогов и. соответственно, снижение показателя уплаченных налогов, не учтено в законодательстве и алгоритмах работы веб-портала. В результате, предприниматель не смог принять участие в госзакупках.
Для исправления данного недочета в новом Законе о госзакупках предусмотрено, что для потенциальных поставщиков, относящихся к категории налогоплательщиков, полностью или частично освобожденных от уплаты налогов законами Республики Казахстан, правилами осуществления государственных закупок могут быть установлены дополнительные критерии финансовой устойчивости.
Обжалование действий участников госзакупок
Изменится порядок обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора, единого организатора, экспертной комиссии (эксперта).
В настоящее время Закон о госзакупках предусматривает трехступенчатую систему обжалования потенциальным поставщиком действий (бездействия) других участников госзакупок:
1) в уполномоченный орган с приостановлением срока заключения договора о государственных закупках до окончания срока рассмотрения жалобы, кроме случаев обжалования лицами, не принимавшими частие в конкурсе (аукционе) и (или) в предварительном обсуждении проекта конкурсной документации (аукционной документации), когда срок не приостанавливается;
2) решение уполномоченного органа обжалуется в апелляционную комиссию
3) Решения уполномоченного органа, принятые по результатам рассмотрения жалобы, могут быть обжалованы в суд.
В Законе о госзакупках предусмотрено, что жалобу потенциального поставщика рассматривают заказчик, организатор, единый организатор, решения которых можно обжаловать в суд.
Такой порядок обжалования не только укорачивает процедурный путь оспаривания до получения окончательного решения, но и позволяет заказчику, организатору, единому организатору самостоятельно и оперативно восстановить нарушенные права и законные интересы потенциального поставщика.
Данный порядок не распространяется на обжалование итогов государственных закупок, по которым победитель государственных закупок определяется веб-порталом автоматически.
Несостоявшиеся аукцион и конкурс
Для ускорения процедуры госзакупок сокращены основания признания государственных закупок способом аукциона, конкурса несостоявшимися.
По Закону о госзакупках одним из 4-х оснований признать госзакупки способом аукциона несостоявшимися указано представление менее двух заявок на участие в аукционе - это влекло необходимость повторно проводить госзакупки либо изменять аукционную документацию.
Аналогичные последствия – повторное проведение госзакупок способом конкурса либо таковое с изменение конкурсной документации наступали, если на участие в конкурсе представлено менее двух заявок.
Новый Закон исключил данное основание для признания госзакупок способом аукциона и конкурса несостоявшимися: пунктом 2 статьи 15 прямо предусмотрено, что государственные закупки способом конкурса, аукциона признаются состоявшимися в случае, если на участие в конкурсе, аукционе представлена одна заявка, соответствующая квалификационным требованиям и (или) требованиям конкурсной документации, аукционной документации.
Из одного источника
Расширен перечень случаев, при которых госзакупки осуществляются способом из одного источника путем прямого заключения договора.
Так, если ранее такой способ допускался при приобретении товаров, работ, услуг, необходимых для локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, то теперь в этот список добавили и переформулировали – для предотвращения, локализации и (или) ликвидации кризисных ситуаций, последствий чрезвычайных ситуаций или чрезвычайных положений.
Такой же способ госзакупок предусмотрен для приобретения товаров по новому виду договора - офтейк-контрактов, заключаемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Повышена самостоятельность участников госзакупок
Госзакупки способом из одного источника предусмотрен для приобретения:
- однородных товаров, если годовой объем таких однородных товаров в стоимостном выражении не превышает - стократного размера месячного расчетного показателя,
- работ и услуг, если годовой объем таких однородных работ и услуг в стоимостном выражении не превышает пятисоткратного размера месячного расчетного показателя,
- а для аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов - четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Закон толковать стало легче
Законодатель уточнил основание госзакупок способом из одного источника в случае приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг - такое приобретение допускается при наличии заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров и услуг (подпункт 2) пункта 3 статьи 16 Закона).
Это дополнение позволит исключить нелепые ситуации, которые происходили во время пандемии в 2020-2022: медицинские учреждения заключали договоры способом из одного источника с поставщиками, которые представляли объекты интеллектуальной собственности – дезинфицирующие растворы. Такие закупки были проведены в Актюбинской и Северо-Казахстанской областях. После того, как другой потенциальный поставщик такие госзакупки оспорил ввиду неправильного толкования закона, уполномоченный орган Северо-Казахстанской области согласился с доводами жалобы, а уполномоченный орган Актюбинской области – нет. По мнению последнего – победитель конкурса обладал исключительными правами в отношении приобретаемого товара. То, что объектом интеллектуальной собственности являлся обычный спиртосодержащий дезинфицирующий раствор, разновидностей которого на рынке предостаточно, не убедило уполномоченный орган в правоте заявителя.
Теперь дополнение в Законе о госзакупках придает норме толкование, соответствующее не только букве, но и духу закона, и исключает возможность злоупотреблений со стороны потенциальных поставщиков, которые создали видимость исключительности своего товара получением документа на объект интеллектуальной собственности.
Введен общественный контроль
Впервые в новом Законе вводится институт общественного контроля в форме общественного мониторинга.
Понятие "общественный мониторинг государственных закупок" в законе определено как процесс систематического сбора, обобщения и анализа, осуществляемый посредством веб-портала и на основе содержащейся в нем информации о планировании, проведении, исполнении и контроле государственных закупок, затрагивающей права и законные интересы неограниченного круга лиц, субъектами общественного контроля в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об общественном контроле".
Статьей 24 Закона, которая регулирует мониторинг государственных закупок, предусмотрен ограниченный формат общественного мониторинга – посредством веб-портала и на основе содержащейся в нем информации.
Вместе с тем, следует полагать, что данное положение не ограничивает возможность проведения общественного контроля и в иных формах, предусмотренных законодательством – общественного обсуждения, общественной экспертизы, а также в формах, установленных законами Республики Казахстан.
Подведем итоги
Подводя итог, можно отметить, что законодатель не просто предусмотрел ряд новелл в Законе о госзакупках – все они учитывают сложившуюся практику взаимоотношений участников госзакупок, в том числе проблемы, которые возникали из-за неурегулированности отдельных моментов (как в случае с потенциальными поставщиками – участниками СЭЗ), либо несоответствия некоторых норм запросам практики (как это показал паводок 2024 года, при котором проявилась необходимость упростить и ускорить процедуру госзакупок).
Указанное дает основание полагать сделать вывод о том, что правовое регулирование госзакупок в Казахстане идет в направлении совершенствования и учета потребностей практики.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора