Однозначно настроение по итогам 2017 года лучше, чем годом ранее. И в целом по экономике 2017 год был лучше – мы видим это на примере нефти и по бюджету. Что такое автомобильная промышленность, как и любой другой вид промышленности в стране? В целом, когда бюджет больше, когда нефть выше, когда снижаются долги государства, это, конечно, всегда лучше.
В целом по автопрому объем производства за прошедший год вырос примерно в три раза. Мы ожидаем, что консолидированный объем производства достигнет примерно 18-20 тысяч единиц. В общем, рынок тоже поднялся примерно на 15%, но он начал активно расти со второго полугодия. Что касается качественных показателей, которые радуют больше – 146% объем исполнения в перерабатывающей промышленности.
В прошедшем году был огромный прогресс с точки зрения системных мер. Не только поддержки, но вообще системного понимания того, для чего нам в стране нужен автопром. Нас начали подтягивать за ответственность по поводу всех локализационных процессов: какие положительные изменения исходят от компаний, существующих уже много лет, кроме того, что они платят налоги? Государство слышит от компаний: "Дайте нам это, будет это", но хочет знать, какова динамика локализации, что вообще компании делают с локализацией, сколько людей реально обучили.
В целом по отрасли было несколько новых проектов, которые говорят о том, что степень локализации начинает повышаться. Заработал РОП, в этом году запустили завод, который уже сейчас демонстрирует шикарные показатели: 47 тысяч автомобилей переработали в течение только первого года. Запустился завод по производству алюминиевых дисков. Мы ждем запуска стекольного завода в Кызылорде, да там не гнутые стекла, но для автобусов Iveco нам уже согласовала. То есть начались качественные шаги. Правительство стало смотреть на машиностроение как на базовую отрасль для развития экономики.
Все скептики смотрели на нашу сделку с Китаем. В обществе была некоторая фобия, хотя наше правительство давно работает с Китаем. На самом деле Китай – хороший инвестор, если брать автомобильную промышленность, 28 миллионов автомобилей – это 30% производства всего мира, этот объем в два раза превышает самый большой рынок в мире – Америку, где 15 миллионов, с этим не поспоришь. При этом уровень автомобилизации там – 108 автомобилей на тысячу жителей, а в Америке – 940, то есть потенциал роста еще просто гигантский. Мало кто верил, что эта сделка пройдет, что наш рынок действительно интересен китайским партнерам, но мы эту фобию пережили. Мы хорошо поработали в этом году.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора