Учебные заведения сталкиваются с растущим спросом на подготовку нового поколения к непредсказуемым экономическим вызовам, а также социальным изменениям, совершенно иным профессиям и технологическому развитию. Теперь конечным результатом образования является трудоустройство, а не аттестат или диплом. В связи с этим возрастает роль и появляются новые функции, ожидаемые от EdTech-проектов.
Глобальный венчурный капитал в данной области показал хорошие результаты в прошлом году, составив 10,6 млрд долларов. Несмотря на то, что это ниже на 49% рекордного уровня 2021 года, отрасль все же остается достаточно успешной, если сравнивать с допандемийными цифрами. Компании, получившие наибольшее финансирование, варьируются от стартапов, нацеленных на образование взрослых людей и повышение их квалификации, до программного обеспечения для экзаменов и программ обучения детей.
В середине 2022 года Бюро непрерывного образования МФЦА презентовало цифровую карту EdTech проектов Казахстана, которая включает в себя 86 стартапов по 13 направлениям. Однако основа бума финансирования образовательных технологий была заложена много лет назад. Благодаря увеличению инвестиций в технологическую инфраструктуру школ образовательные IT-компании теперь могут масштабироваться.
По состоянию на 1 марта 2023 года в мире насчитывалось 30 EdTech-единорогов, общая стоимость которых достигает 89 миллиардов долларов. Хотя по прогнозам экспертов макроэкономическая ситуация в мире приводит к замедлению роста сектора, он продолжает привлекать внимание инвесторов. Дополнительный импульс для нового этапа в развитии дало появление ChatGPT, который трансформирует сейчас также и образовательную сферу.
Из-за растущей потребности общества в образовании с ориентированным на результат подходом, инвесторы ищут стартапы, которые готовят людей к будущему трудоустройству с самых ранних этапов жизни. С точки зрения технологий, скорее всего, все будет двигаться в сторону искусственного интеллекта и обучения на основе виртуальной реальности.
По данным платформы HolonIQ, "из 10,6 млрд долларов и более 1400 сделок венчурного финансирования EdTech на 2022 год почти половина была сосредоточена на системах управления и поддержке учащихся и учителей". С чем связана такая тенденция?
Онлайн-обучение позволяет добиться более персонализированного подхода к образованию. В том числе благодаря искусственному интеллекту. По мере роста числа детей в классах критически важным становится обеспечение высокого уровня вовлеченности в образовательный процесс всех сторон. EdTech дает преподавателям возможность охватить больше учеников, чем когда-либо прежде, благодаря возрастающим цифровым возможностям.
Будущее принадлежит стартапам, создающим среду, в которой ученики непрерывно получают поддержку от преподавателей и наставников. Еще одним трендом, определяющим дальнейшее развитие отрасли, становится добавление развлекательного компонента и геймификации. Поэтому в свой стартап наша команда изначально решила внести обучение программированию на основе аркадных игр. Ведь вне зависимости от поколений люди любят играть в игры, будь то Dandy Games, The Sims или Minecraft. Так почему бы не сделать образование таким же интересным?
В английский язык даже был внедрен термин Edutainment, то есть подход, соединяющий обучение (англ. education) и развлечение (англ. entertainment). Согласно исследованию Market Research Future, ожидается, что к 2025 году объем рынка edutainment-услуг превысит 10,11 млрд долларов США при совокупном ежегодном темпе роста 11,61%.
В то время как публичные оценки EdTech в последнее время стали менее оптимистичными, стартапы все еще привлекают капитал с двузначными мультипликаторами выручки. Замедление рынка может улучшить обратную связь, что в свою очередь, вероятно, приведет к появлению новых инноваций. Однако отрасли не стоит полагаться только на технологии и контент, личностный компонент в образовательном процессе будет также неимоверно важен. Поэтому гонку выиграют те игроки, которые будут перманентно развиваться и смогут предоставить рынку лучшие всесторонние решения в своей нише.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора