Искусственный интеллект среди нас: зачем бизнесу "умные" помощники

Роботы, AI скоринг, чат-боты давно перестали быть технологиями продвинутых компаний. Теперь это доступные инструменты для ускорения бизнес-процессов.

Искусственный интеллект среди нас: зачем бизнесу "умные" помощники

ИИ уже много лет используется массово в торговых сетях и корпорациях в целом, но бизнес Казахстана пока что находится на начальном уровне по внедрению интеллектуальных схем. При этом, согласно исследованию McKinsey & Company, потенциал этой отрасли в Казахстане очень велик.

Большинство предприятий в процессе подготовки к внедрению ИИ ориентируются на кейсы глобальных лидеров, таких как Amazon, Apple, Google и прочих. Отсюда часто исходит распространенное заблуждение о том, что подобные технологии дорогие и недоступные для малого и среднего бизнеса. Предприниматели ошибочно полагают, что задумываться о вовлечении искусственного интеллекта в бизнес-процессы и вовсе не стоит, если компания маленькая и не собирается конкурировать с технологическими гигантами.

Добавляет скептицизма и сохраняющееся представление о роботах и искусственном интеллекте как об элементах далекого будущего, известного нам лишь по фантастическим фильмам. На самом деле многие, даже все еще кажущиеся нам нереальными, технологии уже стали частью нашей повседневной жизни. Искусственный интеллект уже активно помогает нам в самых разных сферах – изучать иностранные языки, проверять домашние задания школьников, искать патологии на рентгеновских снимках, подбирать подходящих кандидатов для работы, таргетировать рекламу и многое другое.

Сегодня ИИ – это распространенный рабочий инструмент, с помощью которого бизнес постепенно учится извлекать прибыль и решать множество проблем. И на то, чтобы как можно быстрее поменять свое отношение к искусственному интеллекту, есть несколько причин.

Вклад в стратегию

Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессы – это стратегический ход, который может дать значительное конкурентное преимущество. Согласно Глобальному индексу использования искусственного интеллекта IBM, по данным на 2021 год, всего 31% компаний в мире применяют ИИ в своей работе, а 43% лишь изучают его перспективы.

К сожалению, в Казахстане процент предприятий, использующих искусственный интеллект, еще ниже. Однако по мере развития современных технологий ИИ может активно применяться в бизнесе. В начале этого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на форуме огласил прогноз, согласно которому по итогам 2021 года рынок технических и программных решений, направленных на развитие искусственного интеллекта, вырастет на 35% и составит $12 млрд. С каждым годом все больше компаний будут прибегать к подобным технологиям, поскольку они помогают оптимизировать затраты, увеличивать производительность, расширять ассортимент товаров и услуг, а также выводить продукцию на новые рынки.

Доступность

Если раньше искусственный интеллект был прерогативой передовых технологических компаний, то сейчас эти инструменты стали гораздо доступнее. Уже сегодня существует множество простейших способов внедрить его даже в средний и малый бизнес.

Один из них – использовать специальное ПО на основе облачных технологий. Разработчики все чаще встраивают в программы функции искусственного интеллекта. Внедрив такое программное обеспечение, предприятие получит доступ к множеству полезных аспектов ИИ. Искусственный интеллект в последние годы стал гораздо доступнее и в плане стоимости.

Автоматизация процессов

Достижения в современных технологиях, такие как машинное обучение и внедрение ботов, заставляют компании переосмыслить принцип работы. Предприниматели теперь борются с рутиной, автоматизируя бизнес-процессы.

Повторяющиеся и простые операции, которые не требуют человеческого участия, сегодня стало легко заменить специальными программами. Они способны обрабатывать большие объемы данных и получать необходимую информацию, на основании которых принимаются решения и достигаются бизнес-результаты. К примеру, широко распространяются сейчас чат-боты. Компании экономят время сотрудников на обслуживание клиентов при ответах на одинаковые вопросы.

Улучшение сервиса и рост продаж

Сегодня потребитель влияет на бизнес-показатели компаний сильнее, чем когда-либо раньше. Теперь клиентский опыт входит в пятерку основных приоритетов у 65% руководителей компаний. По этой причине бизнесмены все чаще стремятся с помощью технологий выяснять, хранить и анализировать как можно больше информации о покупателях, чтобы формировать персонализированный подход к каждому клиенту.

Искусственный интеллект способен, к примеру, анализировать обратную связь, что позволяет гораздо лучше обслуживать клиентов и формировать для них правильные предложения. ИИ предугадывает потребности клиента и помогает найти с ним общий язык, потому и является распространенным инструментом в контакт-центрах, 80% успеха которых основываются на сегментации аудитории и общении с ней.

Эффективный маркетинг

Если раньше бизнесу приходилось ждать, пока пользователь найдет нужный товар или услугу в браузере, то теперь нужная информация уже практически сама находит пользователя. Поэтому со временем искусственный интеллект стал частью маркетинга: он может не только помочь в разработке маркетинговой стратегии, но и взять на себя часть реализации.

Благодаря технологиям, клиентов стало как никогда легко сегментировать по демографическим группам и интересам, что позволяет показывать рекламу таргетированно и давать потребителям то, что им нужно, чего они хотят и ждут. Процент использования ИИ в бизнесе в Казахстане по-прежнему не очень велик, однако в ближайшее время все больше предприятий будут прибегать к помощи технологичных решений. Совсем скоро искусственный интеллект и другие новые технологии из чего-то необычного и совершенно необязательного превратятся в важную необходимость.

3 доступных бизнес-инструментов на основе ИИ

– Роботы

Часто одни и те же процессы повторяются в компании многократно, что может отнимать много времени и внимания сотрудников. Это может быть рассылка одинаковых писем и сообщений, планирование встреч и звонков, постановка типичных задач, ежедневный показ рекламы и прочее. С помощью роботов многие повторяющиеся бизнес-процессы можно автоматизировать. Достаточно задать ему триггер и шаблон действий. Когда триггер сработает, запустится автоматический процесс. К примеру, как только наступит четверг, все сотрудники компании получат письма с напоминанием о предстоящей планерке.

– AI скоринг

Скоринг на основе искусственного интеллекта за счет глубокого машинного обучения способен самостоятельно просчитывать вероятность завершения сделки. Благодаря этому инструменту, можно сосредотачиваться на тех клиентах, которые с большей вероятностью принесут прибыль, и не тратить время на потенциально неудачные контакты.

– Чат-боты

Широко применяемая разработка, которая уже успела обрести популярность в Казахстане. Чат-боты работают на основе как алгоритмов машинного обучения, так и NLP – обработки естественного языка. Это позволяет им понимать запросы клиентов и соответствующим образом реагировать. Боты чаще всего используются в таких сферах, как обслуживание клиентов, продажи и маркетинг. По мере того, как инструменты становятся "умнее", спектр задач и способов решения проблем, подвластных чат-ботам, становится все шире.

Способен ли ИИ навредить?

Впрочем, встречаются и негативные оценки применения и развития искусственного интеллекта. Среди основных рисков, как правило, указывают дестабилизацию, потерю рабочих мест из-за автоматизации, нарушение конфиденциальности и социально-экономическое неравенство.

По мнению директора Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта Фэйфэй Ли, благоприятные эффекты ИИ перевешивают все остальные аспекты:

"Эта технология может спасти жизни. Эта технология может улучшить рабочую среду для людей. Может оптимизировать наши города и помочь в борьбе с изменением климата", – уверена ученый. В случае бизнеса искусственный интеллект может стать тем самым "философским камнем", превращающим каждый процесс в прибыльный.

В целом говорить о замене людей роботами не только рано, но и в принципе неправильно. Как бы ни развивались технологии, принятие главных решений остается за людьми. Искусственный интеллект, в первую очередь, призван увеличивать человеческий потенциал за счет автоматизации и упрощения утомительных рабочих процессов. Это позволит людям сфокусироваться на анализе, ключевых решениях и инновациях.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться