В целях улучшения условий для развития малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, указом президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229 был введен мораторий с 1 января 2020 года до 1 января 2024 года на проведение проверок и профилактического контроля с посещением субъектов малого предпринимательства в Республике Казахстан, передает Inbusiness.kz.
Но из этого правила есть исключения. Одно из этих исключений – внеплановую проверку, проводимую в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее – ПК), мы обсудим в статье из цикла "Всё об АППК".
Президент о внеплановой проверке
Вначале процитируем Указ президента от 26 декабря 2019 года № 229, чтобы четко обозначить, о каких именно проверках и в каком контексте идет речь.
В первом пункте Указа предусмотрено:
"1. Центральным государственным и местным исполнительным органам прекратить с 1 января 2020 года до 1 января 2024 года проверки и профилактический контроль с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, за исключением:
2-1) внеплановых проверок, проводимых в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан".
Подчеркнем, в указе президента речь идет только о малом предпринимательстве, в том числе микропредпринимательстве. К субъектам крупного и среднего предпринимательства мораторий отношения не имеет.
Предпринимательский кодекс о контроле
Чтобы понять, какие именно проверки и профилактический контроль в отношении малого предпринимательства прекращены Указом Президента, следует обратиться к статье 137 ПК, которая устанавливает следующие формы контроля:
- профилактический контроль трех видов: 1) без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора; 2) с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и 3) контрольный закуп;
- проверки двух видов: 1) проверки, проводимые на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (далее – проверки на соответствие) и 2) внеплановые проверки;
- расследование.
Следовательно, из всех указанных форм контроля безоговорочно прекращены:
- проверки на соответствие,
- профилактический контроль с посещением субъектов малого предпринимательства
"Любимое" основание внеплановой проверки
Внеплановые проверки, которые можно проводить в соответствии с ПК, регулируются главой 13 ПК.
Интерес представляет статья 144 ПК о порядке организации проверок, на которую ссылаются органы государственного контроля и надзора в обоснование внеплановой проверки.
Так, согласно подпункту 3) пункта 5 статьи 144 ПК:
"Основаниями внеплановой проверки субъектов (объектов) контроля и надзора являются:
3) обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств".
Данный подпункт можно назвать "любимым" основанием проверяющих госорганов, которые часто понимают данное положение так: если поступило обращение о том, что субъект малого предпринимательства нарушает требования законодательства, то следует назначить внеплановую проверку.
Что такое внеплановая проверка?
А это не так!
Почему?
Потому что помимо подпункта 3) пункта 5 статьи 144 ПК есть и другие нормы, которые регулируют внеплановую проверку и их тоже следует применять при решении вопроса о том, назначать или нет внеплановую проверку по обращению физического или юридического лица.
Так, пунктом 4 этой же статьи 144 ПК предусмотрено, что внеплановой проверкой является:
- проверка,
- назначаемая органом контроля и надзора
- по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения внеплановой проверки в
- отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора,
- с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Еще заслуживает, но почему-то не привлекает внимания госорганов, пункт 7 статьи 144 ПК о том, что внеплановой проверке подлежат:
- факты и обстоятельства,
- выявленные в отношении конкретных субъектов (объектов) контроля и надзора и
- послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки.
Если объединить все указанные пункты статьи 144 РК в единое целое, то получится, что для назначения внеплновой проверки необходимы и обязательны 3 условия, без наличия хотя бы одного из них внеплановую проверку назначать нельзя.
Условия внеплановой проверки
Внеплановая проверка может быть назначена при наличии совокупности следующих условий.
Во-первых, в обращении должны быть изложены конкретные выявленные факты и обстоятельства – заявитель должен указать не домыслы, предположения, мнение, а конкретные, явные факты. Именно данные факты станут предметом проверки – об этом прямо указано в пункте 7 статьи 144 ПК. Госорган не должен приходить, искать, выявлять, какие нарушения имеются у субъекта малого предпринимательства – ему уже должно быть известно о конкретных фактах, которые госорган пришел проверить.
Во-вторых, указанные в обращении факты и обстоятельства должны быть подтверждены – доказательства факта должны быть приложены к обращению. На наличие убедительных оснований и подтверждающих доказательств указано в подпункте 3) пункта 5 статьи 144 ПК. Доказательствами могут быть фото, видео и иные материалы, которые госорган может проверить и оценить. Если доказательств в обращении нет - внеплановая проверка не может быть назначена, так как проверяющий орган идет на внеплановую проверку не выискивать и доказывать нарушения законодательства, а устранять конкретный явный факт. Условно говоря, заявитель не может сказать госоргану "Фас" и натравить его на предпринимателя, а сам остаться в стороне. В этом есть глубокий смысл - это сделано того, чтобы предупредить злоупотребления тех, кто хочет использовать мощь госаппарата для своей выгоды, расправы с неугодным конкурентом и т.п.
В-третьих, изложенные в обращении и подтвержденные факты должны быть опасными – они должны непосредственно угрожать жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Следует понять, что внеплановая проверка – это всегда экстренный случай, это конкретное ЧП, когда дело не терпит отлагательства и надо немедленно устранять эту опасность. Если в обращении не обосновано, какую именно непосредственную угрозу несет нарушение, нет оснований назначать внеплановую проверку.
Примеры и практика
Исходя из изложенного толкования закона, к случаям, когда следует назначить внеплановую проверку, можно отнести ситуации, когда в обращении указано:
- на детской площадке многоквартирного жилого дома остался открытым канализационный колодец, он не огорожен, в него могут упасть играющие дети. В обращении указан адрес дома и приложена фотография или видео открытого колодца;
- возле газгольдера дворник КСК сжигает листву, приложены фото или видео;
- со столба свисает оборванный электрический кабель высокого напряжения, указано место расположения столба и приложены фото или видео.
К сожалению, на практике требование закона об обосновании непосредственной угрозы окружающим часто игнорируются.
Например, в обращении в орган по ЧС заявитель указал, что на окнах медицинского центра на первом этаже установлены решетки, в штате отсутствует электрик, не ведется журнал инструктажа по технике безопасности. Указанные факты являются нарушениями законодательства. Однако непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства данные факты не несут. По окончании моратория данные факты могут стать предметом профилактического контроля с посещением субъектов малого предпринимательства в соответствии с правилами об организации проверок. Но стать предметом внеплановой проверки сейчас - ни в коем случае, иначе такая внеплановая проверка сама становится незаконной и может быть обоснованно оспорена субъектом предпринимательства.
При чем тут АППК?
Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК) очень даже при чем!
Это еще один важный момент, который часто упускается при назначении внеплановой проверки. Рассмотрение обращение и назначение внеплановой проверки помимо норм ПК должны соответствовать нормам АППК. Акт о назначении внеплановой проверки может быть результатом только проведенной административной процедуры с соблюдением всех установленных АППК правил и этапов (об административной процедуре смотрите публикацию от 31.августа 2023 г.).
То есть административный орган, получив обращение о нарушениях законодательства у субъекта малого предпринимательства, не должен хвататься за малейший повод выйти на внеплановую проверку, рапортуя об этом заявителю. Административный орган обязан:
- возбудить административную процедуру согласно статье 62 АППК;
- привлечь субъекта предпринимательства как заинтересованное лицо к участию в данной административной процедуре согласно статье 23 АППК;
- вручить уведомление (извещение) о времени и месте проведения заслушивания о времени и месте проведения заслушивания (статья 66 АППК);
- завести и поставить на учет административное дело (статья 69 АППК);
- исследовать фактические обстоятельства административного дела (статья 72 АППК);
- провести заслушивание (статья 73 АППК);
- дать мотивированный ответ по результатам административной процедуры (статья 77 АППК).
Именно в рамках данной административной процедуры у субъекта предпринимательства есть шанс "достучаться" до административного органа и убедить его в том, что нет оснований назначать внеплановую проверку.
Таким образом, назначить внеплановую проверку в отношении субъекта малого предпринимательства сейчас не просто – для этого должны быть соответствующие основания и условия, которые административный орган обязан установить, чтобы не нарушить права и интересы субъекта предпринимательства.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора