К вам пришла внеплановая проверка…

4205

Что нужно знать бизнесу о моратории.

К вам пришла внеплановая проверка…

В целях улучшения условий для развития малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, указом  президента Республики Казахстан от  26 декабря 2019 года № 229 был введен мораторий с 1 января 2020 года до 1 января 2024 года на проведение проверок и профилактического контроля с посещением субъектов малого предпринимательства в Республике Казахстан, передает Inbusiness.kz.

Но из этого правила есть исключения. Одно из этих исключений – внеплановую проверку, проводимую в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее – ПК), мы обсудим в статье из цикла "Всё об АППК".

Президент о внеплановой проверке

Вначале процитируем Указ президента от  26 декабря 2019 года № 229, чтобы четко обозначить, о каких именно проверках и в  каком контексте идет речь.

В первом пункте Указа предусмотрено:

"1. Центральным государственным и местным исполнительным органам прекратить с 1 января 2020 года до 1 января 2024 года проверки и профилактический контроль с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, за исключением:

2-1) внеплановых проверок, проводимых в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан".

Подчеркнем, в указе президента речь идет только о малом предпринимательстве, в том числе микропредпринимательстве. К субъектам крупного и  среднего предпринимательства мораторий отношения не имеет.

Предпринимательский кодекс о контроле

Чтобы понять, какие именно проверки и профилактический контроль в отношении малого предпринимательства прекращены Указом Президента,  следует обратиться  к  статье 137 ПК, которая устанавливает следующие формы контроля:

  • профилактический контроль трех видов: 1) без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора; 2) с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и 3) контрольный закуп;
  • проверки двух видов: 1) проверки, проводимые на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (далее – проверки на соответствие) и 2) внеплановые проверки;
  • расследование.

Следовательно, из  всех  указанных форм контроля безоговорочно прекращены:

  • проверки на соответствие, 
  • профилактический контроль с посещением субъектов малого предпринимательства

"Любимое" основание внеплановой проверки

 Внеплановые проверки, которые можно проводить в соответствии с ПК, регулируются главой 13 ПК.

Интерес представляет статья 144 ПК о порядке организации проверок, на которую  ссылаются органы государственного контроля и надзора в обоснование  внеплановой проверки.

Так, согласно  подпункту 3) пункта  5 статьи 144 ПК:

"Основаниями внеплановой проверки субъектов (объектов) контроля и надзора являются:

3) обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств".

Данный подпункт можно назвать "любимым" основанием проверяющих госорганов, которые часто понимают данное положение так: если поступило обращение о том, что  субъект малого предпринимательства нарушает требования законодательства, то следует назначить внеплановую проверку.

Что такое внеплановая проверка?

А это не так!

Почему?

Потому что помимо подпункта 3) пункта 5 статьи  144 ПК есть и другие нормы, которые регулируют внеплановую проверку и их тоже следует применять при решении вопроса о том, назначать или нет внеплановую проверку по обращению  физического или юридического лица.

Так, пунктом 4  этой же  статьи  144 ПК  предусмотрено, что внеплановой проверкой является:

  • проверка,
  • назначаемая органом контроля и надзора
  • по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения внеплановой проверки в
  • отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора,
  • с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Еще заслуживает, но почему-то не привлекает внимания госорганов, пункт 7 статьи  144 ПК о том, что внеплановой проверке подлежат:

  • факты и обстоятельства,
  • выявленные в отношении конкретных субъектов (объектов) контроля и надзора и
  • послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки.

Если объединить все указанные пункты статьи  144 РК в единое целое, то получится, что для назначения внеплновой проверки необходимы и обязательны 3 условия, без наличия хотя бы одного из них внеплановую проверку назначать нельзя.

Условия внеплановой проверки

Внеплановая проверка может быть назначена при наличии совокупности следующих  условий.

Во-первых, в обращении должны быть  изложены конкретные выявленные  факты и обстоятельства – заявитель должен указать не домыслы, предположения, мнение,  а  конкретные, явные факты. Именно данные факты станут предметом проверки – об этом прямо  указано в пункте 7  статьи  144 ПК. Госорган не должен приходить, искать, выявлять, какие нарушения имеются у субъекта  малого  предпринимательства – ему уже должно быть известно о конкретных фактах, которые госорган пришел проверить.

Во-вторых, указанные  в обращении факты и обстоятельства должны быть подтверждены  – доказательства факта должны быть  приложены  к  обращению. На наличие убедительных оснований и подтверждающих доказательств указано в подпункте 3)  пункта 5 статьи 144 ПК. Доказательствами могут быть фото, видео и иные материалы, которые госорган может проверить и оценить. Если доказательств в обращении нет - внеплановая проверка не может быть назначена, так как проверяющий орган идет на внеплановую проверку не выискивать и доказывать нарушения законодательства, а устранять конкретный явный факт. Условно говоря, заявитель  не может сказать госоргану "Фас" и натравить его на предпринимателя, а сам остаться  в стороне. В этом есть глубокий смысл  - это сделано того, чтобы предупредить злоупотребления тех, кто хочет использовать мощь госаппарата для своей  выгоды, расправы с неугодным конкурентом и т.п.

В-третьих, изложенные  в обращении  и подтвержденные  факты должны быть опасными – они должны непосредственно угрожать жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Следует понять, что внеплановая проверка – это всегда экстренный случай, это конкретное ЧП, когда дело не терпит отлагательства и надо немедленно устранять эту опасность. Если в обращении не  обосновано, какую именно непосредственную угрозу несет нарушение, нет оснований назначать внеплановую проверку. 

Примеры и практика

Исходя из изложенного толкования закона, к случаям, когда следует назначить внеплановую проверку, можно отнести ситуации, когда  в  обращении указано:

- на детской площадке многоквартирного жилого дома остался открытым канализационный колодец, он не огорожен, в него могут упасть играющие дети. В обращении  указан адрес дома и приложена фотография  или видео открытого колодца;

- возле газгольдера дворник КСК сжигает листву, приложены фото или видео;

- со столба свисает оборванный электрический кабель высокого напряжения, указано место расположения столба и приложены фото или видео.

К сожалению, на практике  требование закона об обосновании непосредственной  угрозы окружающим  часто игнорируются.

Например,  в  обращении  в орган по ЧС заявитель указал, что на окнах медицинского центра  на первом этаже установлены решетки, в штате отсутствует электрик, не  ведется журнал  инструктажа по технике безопасности. Указанные  факты являются нарушениями законодательства. Однако непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства данные  факты не несут. По окончании моратория данные  факты могут стать предметом профилактического контроля с посещением  субъектов малого предпринимательства в соответствии с правилами об организации проверок. Но стать предметом внеплановой проверки сейчас -  ни в коем случае, иначе такая внеплановая проверка сама становится незаконной и может быть обоснованно оспорена субъектом предпринимательства.

При чем тут  АППК?

Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК) очень даже при  чем!

Это еще один важный момент, который часто упускается при назначении внеплановой проверки. Рассмотрение обращение и назначение внеплановой проверки помимо норм ПК должны соответствовать нормам АППК. Акт о назначении  внеплановой проверки  может быть результатом только проведенной административной процедуры с соблюдением всех установленных АППК правил и этапов (об административной процедуре смотрите публикацию от 31.августа 2023 г.).

То есть административный орган, получив обращение о нарушениях законодательства  у  субъекта малого предпринимательства, не должен хвататься за  малейший повод выйти на внеплановую проверку, рапортуя об этом заявителю. Административный орган обязан:

- возбудить административную процедуру согласно статье 62 АППК;

- привлечь субъекта предпринимательства как заинтересованное лицо  к участию  в данной административной процедуре согласно статье 23 АППК;

- вручить уведомление (извещение) о времени и месте проведения заслушивания о времени и месте проведения заслушивания (статья 66 АППК);

- завести и поставить на учет административное дело (статья 69 АППК);

- исследовать фактические обстоятельства административного дела (статья 72 АППК);

- провести заслушивание (статья 73 АППК);

- дать мотивированный ответ по результатам административной процедуры (статья 77 АППК).

Именно в рамках данной административной процедуры у субъекта предпринимательства есть шанс "достучаться" до административного органа и убедить его  в  том, что нет оснований назначать внеплановую проверку.

Таким образом, назначить внеплановую проверку в отношении  субъекта малого предпринимательства сейчас не просто – для этого должны быть  соответствующие основания и условия, которые административный орган обязан установить, чтобы не нарушить права и интересы субъекта предпринимательства.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться