При этом речь идет не столько о Голливуде, для которого этот путь вполне органично начался более ста лет назад, сколько о тех странах, где ставка на экспорт кино и национальной культуры изначально делалась с прицелом на будущее и на высоком уровне.
Корея
Год назад компания Netflix объявила о намерении инвестировать 2,5 млрд долларов в южнокорейскую киноиндустрию в течение ближайших четырех лет, что стало очередным сигналом для инвесторов о том, что инвестировать в Корее можно не только в электронику и автомобилестроение, но и в кино. После того как больше 130 млн человек посмотрело сериал "Игра в кальмара", ставший глобальным хитом для Netflix, инвесторы наконец-то разглядели потенциал в акциях корейских производителей контента.
Оценить перспективы этого рынка в Корее можно на примере США – глобальном эталоне с точки зрения коммерциализации киноиндустрии. Здесь придумали почти все современные жанры кино и сериалов. Здесь же появились и первые стриминговые платформы. Тот же Netflix Inc. торгуется на Nasdaq (тикер NFLX) с 2002 года, когда компания оценивалась всего в 250 млн долларов (0,79 доллара за акцию). За 22 года цена акции Netflix выросла до 617,14 доллара, что делает ее одной из крупнейших публичных компаний с капитализацией в 272 млрд долларов.
Растущий рынок стримингового контента привлек внимание других компаний, среди которых и легендарный Disney (NYSE: DIS, 117,09 доллара за акцию), и Apple TV (NASDAQ: AAPL, 168,82 доллара) и компания самого богатого человека в мире Джефа Безоса Amazon Prime Video (NASDAQ: AMZN, 180 долларов). Обладая значительными финансовыми ресурсами, все эти компании не просто показывают контент, они его производят, поэтому конкуренция идет в том числе за оригинальные идеи и актерские дарования.
Пока Netflix остается крупнейшим игроком в сфере потокового видео с более чем 260 млн подписчиков (в 2013 году их было 41,4 млн). Тем не менее под напором конкурентов медиагигант свои позиции постепенно сдает. Так, в 2023 году Amazon Prime сообщил о 165 млн подписчиков (их было 25 млн в 2013 году). Достичь этого удалось, в частности, благодаря успеху таких сериалов как "Ричер" и "Колесо времени", снятых Amazon Studios. Disney+ в свою очередь отчитался о росте числа подписчиков до 157 млн.
Прирост подписчиков и амбициозные планы по расширению контента обеспечивает значительный рост биржевой стоимости всех этих кампаний. Однако, чтобы поддерживать стабильный рост, одного американского рынка мало, что и подталкивает Netflix к поиску нового контента за рубежом, в первую очередь в Южной Корее.
Приход Netflix и значительные инвестиции в местный видео продакшн стали мощным стимулом для дальнейшего развития этого сегмента корейской экономики. Для инвесторов это хорошо еще и потому, что ведущие производители контента в Корее – CJ ENM активно занимающийся производством и распространением фильмов, сериалов и ТВ программ; Studio Dragon, выпустившей множество популярных дорам в том числе в партнерстве с Netflix; студия JTBC и медиа-конгломерат J Contentree – это публичные компании, торгующиеся на местных биржах KOSPI and KOSDAQ. Т.е. от небольших независимых студий они прошли путь до листинга на бирже и по мере притока новых инвестиций смогут создавать еще более увлекательный контент, что будет драйвить их собственные акции.
Этот тренд подтверждает невероятная популярность корейского кино ("Паразиты", 2019), сериалов ("Игра в кальмара", 2021) и реалити-шоу ("Сто атлетов", 2023). При этом коммерческий успех корейских производителей контента вовсе не случайный. Во многом Южной Корее удалось повторить в сфере кинематографа тот же трюк, что она проделала во многих других секторах экономики – позаимствовать иностранный опыт, творчески переосмыслить его и создать уникальный продукт.
К примеру, чтобы стимулировать местный кинопродакшн министр культуры страны Ким Дон Хо, занимавший этот пост в период с 1961 по 1988 год, установил правило, согласно которому кинотеатры должны были показывать снятые в Корее картины не менее 146 дней в году. В 1972 году министр учредил специальный фонд искусств для сбора средств на поддержку корейских музыкантов и киношников.
Однако, чтобы конкурировать с голливудскими блокбастерами, этих мер явно было недостаточно, поэтому в 1990 году южнокорейский парламент принял "Закон об инвестиционном вещании", согласно которому ТВ-каналы были обязаны часть телепрограмм и фильмов покупать у местных независимых продюсерских компаний. Как итог, уже в конце 1990-х годов в стране появились такие мэтры как Пак Чхан Ук ("Олдбой", "Сочувствие господину Месть", "Сочувствие госпоже Месть"), Ким Ки Дук ("Остров", "Весна, лето, осень, зима и снова весна"), Ли Чхан Дон ("Поэзия", "Оазис"), Хон Сан Су ("Женщина – будущее мужчины", "Хахаха" и др.), Пон Чжун Хо ("Воспоминания об убийстве", "Вторжение динозавра", "Мать") и многие другие.
Постепенно увеличивающийся поток финансовых вливаний в индустрию вызвал настоящий бум в сфере коммерческого телевидения в Корее, а от разнообразия развлекательных программ и шоу на местном ТВ могла закружиться голова даже у избалованного западного зрителя. Тогда же производимые на независимых корейских студиях фильмы и сериалы начали пользоваться все большей популярностью за рубежом. В 1997 году сериал "Что такое любовь" стал хитом на китайском телевидении, затем последовали успехи в Гонконге, на Тайване и во Вьетнаме, где в конце 1990-х на южнокорейские шоу приходилось свыше половины всех зарубежных программ.
Одним из секретов успеха корейского контента стали дорамы, сочетающие в себе восточные традиции, например, отсутствие откровенных сцен, и современные, западные ценности. При этом разнообразие дорам просто огромно. В Корее снимают и мыльные оперы, и фильмы ужасов, и детективы, и фантастику, и, конечно же, социальные драмы. В Корее, с ее жесткой иерархией внутри семьи, в школе и в больших корпорациях, тема страданий маленького человека – одна из центральных, которая, впрочем, нередко показана со счастливым хеппи-эндом. Возможно, это тоже один из секретов популярности корейского стиля в кино.
Примечательно, что "корейская волна" в сфере культуры и развлечений разгоняет интерес ко всему корейскому в целом, включая музыку, одежду, косметику, музыку и даже прически, не говоря уже об автомобилях, гаджетах и инвестиционных активах.
Экспорт корейского контента пока оценивается примерно в 10 млрд долларов, что составляет всего одну десятую от экспорта чипов, одного из самых востребованных продуктов южнокорейской индустрии.
Турция
Впрочем, Южная Корея не единственная страна, сделавшая ставку на кино и сериалы для продвижения странового бренда. Так, Турция экспортирует свои сериалы в порядка 170 стран в Южной Америке, на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, Азии, а также в Россию и во все тюркские государства. По оценке турецких чиновников, эта стратегия уже помогла увеличить турпоток в Турцию, а также усилила развитие других секторов экономики этой страны, благодаря возросшей лояльности иностранных потребителей к турецкой продукции и укреплению имиджа Турции в целом.
Турецкие сериалы, в совокупности охватывающие почти 800 млн зрителей по всему миру, ценятся за удачный кастинг актеров, музыку и "душевные" истории. К примеру, нередко они бывают выстроены вокруг социальной проблематики, понятной почти во всех странах мира – социального неравенства, несправедливости и любви.
Производство кино и сериалов в Турции началось далеко не вчера и имеет достаточно давние традиции, вспомнить хотя бы легендарный многосерийный фильм "Королек – птичка певчая", ставший хитом в 1980-х годах во многих странах мира, включая страны бывшего СССР. Огромная международная популярность таких современных турецких сериалов как "Великолепный век", "Ертогрул" и многих других уже привлекла внимание Netflix, которая стремится повторить свой успех в Корее в том числе и на турецком рынке. Впрочем, новая эра кино от продюсерских компаний, торгующихся на бирже, здесь только начинается, и за этим трендом, безусловно, нужно следить.
Иными словами, хотя турецким киношникам и удалось создать востребованный кинопродукт, пока они зарабатывают в основном напрямую от продажи сериалов по сезонам в другие страны. Объем экспорта при этом варьируется в зависимости от страны и проекта. Отчасти в этом и кроется ответ, почему турецкие сериалы гораздо более объемные по количеству серий, чем дорамы, ведь чем больше серий вы продаете, тем больше зарабатываете.
Изображение StockSnap с сайта Pixabay
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора