Однако с развитием цифровизации также растут мошеннические схемы, связанные с обманом начинающих предпринимателей. Подробнее о них.
В последнее время участились факты использования ИП и ТОО в противоправных целях. Мошенники под различными предлогами в сети Интернет находят граждан, ищущих легкого заработка, и предлагают им помочь в создании частного бизнеса с нуля. Далее для развития бизнеса злоумышленники предлагают управление их банковскими счетами, в том числе проводить бухгалтерские операции и предоставлять необходимые отчеты в налоговую инспекцию. Предоставление карт-бланша в управлении ИП или ТОО третьим лицам может привести к корпоративному мошенничеству.
Напомню, что корпоративное мошенничество – это действия мошенников с целью получения личной выгоды и/или обеспечения выгоды иному лицу в ущерб интересам компании и/или причиния компании материального и/или нематериального ущерба путем обмана, злоупотребления доверием, введения в заблуждение или иным образом с использованием служебного положения.
Схема мошенничества под управлением частного бизнеса
После получения полного управления бизнесом мошенники создают фейковые интернет-магазины, страницы в социальных сетях, объявления на маркетплейсах, где якобы реализуют различные товары и услуги представляясь владельцами ИП либо ТОО. После чего договариваются о сделке и выставляют удаленные счета на оплату потенциальным жертвам, что не вызывает каких-либо сомнений у граждан при переводе денежных средств. В последнем случае предприниматель не всегда понимает, что его вовлекли в преступную схему, использовали в качестве посредника, поскольку аферисты умело замаскировали свои действия под "действующий бизнес". Учитывая, что передача управления ИП, ТОО и банковских счетов посторонним лицам, набирает массовый характер, вследствие которого наносится крупный материальный ущерб гражданам. Вышеуказанные действия, согласно статьям 190 и 28 Уголовного кодекса Республики Казахстан классифицируются, как мошенничество и наказываются штрафом, исправительными работами либо лишением свободы. Необходимо отметить, что обратившимся за услугой управления бизнесом также предусмотрена ответственность, в случае оказания содействия правонарушителям.
Настоятельно рекомендую начинающим предпринимателям ограничить доступ к личным данным, электронным ключам и другим документам вашего ИП/ТОО в пользование посторонними лицами. Ни в коем случае не передавайте управление бизнеса посредникам. Незнание закона не освобождает от ответственности! Либо обращаться за консалтинговыми услугами к проверенным, положительно зарекомендовавшим компаниям.
Наличие официальных документов на ИП или ТОО – не гарантия
Казалось бы, самый верный и надежный способ совершать покупки через Интернет — это шопинг в популярных интернет-магазинах. Они доступны в мобильных приложениях многих крупных банков Казахстана. Считается, что на данных площадках можно купить товары без риска быть обманутым, но реальность показывает, что полностью быть уверенным в честности продавцов нельзя и здесь.
Случаи мошенничества сводятся к простой схеме. Покупатель заказывает товар, к примеру велосипед, оплачивает его, но поставщик просто не отправляет в нужный срок товар, на звонки не отвечает и вообще не подает признаки своего существования. Эти действия могут происходить даже при наличии выставленного счета на онлайн-банкинг покупателя.
Чтобы избежать ненужных проблем, желательно перед покупкой посмотреть, какой у продавца рейтинг в приложении, есть ли комментарии. На основании этих данных можно сделать некоторые выводы. К примеру, если у продавца 5-10 комментариев, написанных за короткое время, то это должно вызвать подозрения. Поищите наименование продавца в поисковых системах, возможно, вы найдете интересные данные о нем, которые помогут избежать неприятностей.
Что делать, если вы столкнулись с лже-продавцом?
- Если вы столкнулись с мошенничеством в Интернете, то в первую очередь стоит написать претензию в адрес продавца. Даже если юридический адрес магазина неизвестен, на сайте должны быть указаны какие-либо контактные данные для связи (например, адрес электронной почты). Если же юридический адрес на сайте имеется, то будет нелишним электронную претензию продублировать обычной почтой.
- В претензии необходимо подробно описать суть нарушения, допущенного магазином, и выразить свои требования (заменить товар, вернуть деньги). При игнорировании претензии нужно действовать дальше. Если действия магазина представляют собой явное мошенничество (например, не поставлен предварительно оплаченный товар), то следует, не теряя времени, подавать заявление в полицию.
- Подать жалобу на сайте e-tutynushy.kz, данный ресурс сам перенаправит жалобу продавцу. У продавца есть 10 дней на решение вопроса с покупателем, и если за это время продавец не отреагирует на жалобу, подключаются государственные органы.
- Не стоит отказываться от подачи жалобы и по причине небольшой суммы похищенных денег. Важно помнить, что владельцы интернет-магазина вовсе не являются недосягаемыми, ведь домен сайта расположен на хостинге, что предполагает наличие там точных паспортных данных владельца. Кроме того, документы, прилагаемые к полученному товару, также могут содержать контактные данные продавца.
- Обязательно сохраняйте все переписки с продавцом до тех пор, пока покупка не завершена и товар не проверен вами лично. В случае, если вы все-таки лишились своих денег и не получили товар, пишите заявление в правоохранительные органы с предоставлением всех скриншотов.
Частные объявления - риски выше
Совершая покупки через сайты частных объявлений, человек рискует нарваться на недобросовестных продавцов. Дело в том, что за красивой фотографией может скрываться самый настоящий мошенник. Типичная схема "работы" мошенников такова, что когда покупатель находит необходимый ему товар, "продавец" заявляет, что находится в другом городе и сможет отправить товар по почте. При этом покупателю внушают, что у почты или известной курьерской службы якобы появился новый сервис, позволяющий, не выходя из дома, в два клика оплатить покупку и спустя пару дней получить доставку домой курьером, и все это без комиссии. Для этого продавец якобы сам "создает" посылку на портале и присылает покупателю ссылку, открыв которую, покупатель должен ввести данные своей карты. Понятно, что после ввода данных у покупателя снимают с карты не сумму за товар, а все деньги. "Продавец" исчезает и до него невозможно дозвониться.
Отмечу, что сам портал, на который ведет ссылка от "продавца", по дизайну разработан как у настоящих почтовых сервисов с их логотипами. Понять, что на самом деле это фишинговый сайт, можно лишь по текстовой строке в браузере. Чтобы убедиться, есть ли такой сервис или нет, лучше позвонить в саму компанию, от имени которой работает сайт, по официальным телефонам, а не тем, что указаны на открывающейся фишинговой странице.
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора