"Сегодня участвовал в инвестиционном форуме "Защита прав инвесторов", где обсуждались актуальные вопросы в этой области.
Последний анализ ОЭСР и Индекса экономической свободы подчеркивает необходимость укрепления государственных институтов, таких как верховенство права, эффективность судов и честность правительства, для успешной реализации экономических реформ.
Международные эксперты признают приоритетность этих реформ, предвидя их положительный эффект на инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность Казахстана.
Вместе с правительством мы уже два года активно внедряем "регулирование с чистого листа", сфокусированный подход к бизнесу, с целью улучшения общего бизнес-климата. Это, пожалуй, одна из основных реформ главы государства в отношении бизнеса.
Было проанализировано 2 823 нормативных правовых акта, выявлено более 128 тыс. требований, из которых 10 тыс. не соответствуют базовым условиям и подлежат отмене.
Проект реформы направлен на улучшение бизнес-климата и повышение эффективности госрегулирования, включая автоматизацию системы управления рисками (СУР) при госконтроле и надзоре. В случае отсутствия автоматизации госорган может проверить не более 5% субъектов, остальные 95% определяются цифровой системой.
К сожалению, большинство отраслевых СУР все еще в стадии разработки, вызывая опасения предпринимательского сообщества о возможном увеличении проверок после завершения моратория.
Хочу обратить внимание на проблемы, вредящие инвестиционной привлекательности страны. По данным Верховного суда, за 2021-2023 годы иски со стороны налоговых органов, касающихся признания сделок недействительными увеличились в 3,2 раза.
Комитет государственных доходов сообщил о рассмотрении около 7 тыс. исков о недействительности сделок, причем 93% решений вынесено в пользу налоговых органов. Эта избыточная репрессивность и судебные споры подрывают доверие к партнерам и государству, что снижает инвестиционную привлекательность.
Я неоднократно отмечал эту проблему, и она обсуждалась на различных площадках. Нас поддержала Генеральная прокуратура, выразив позицию о необходимости ограничения таких исков. Было предложено возвращать иски, не подкрепленные доказательствами применения всех рычагов налогового администрирования.
В ответ на это комитет государственных доходов поручил региональным департаментам приостановить подачу исков о недействительности сделок. Решение этой проблемы, обсуждаемой в течение последних двух лет, не может не радовать предпринимателей.
Не менее важной проблемой является массовое предъявление исков о признании недействительными земельных арендных договоров. Этот процесс фактически замещает порядок принудительного изъятия земельных участков, что связано с несовершенством законодательства и его неоднозначным толкованием как акиматами, так и контролирующими органами.
Основные проблемы включают отсутствие полного регламентирования порядка предоставления земель вне торгов, аукционов и отсутствие критериев (условий) для таких случаев. Частично регламентирован только вопрос предоставления земель вне торгов для инвестиционных проектов, реализованных с 2017 года.
Исходя из предоставления земель вне торгов, в период 2009-2020 годов выявлено 2 141 решение с нарушениями, из которых 282 уже отменены. Это создает несправедливую практику, ведь отмена решений о предоставлении земель наносит предпринимателям необратимый ущерб и снижает инвестиционную привлекательность сельско-хозяйственной отрасли.
Представители бизнеса, как добросовестные землепользователи, оказываются третьими лицами в судебных разбирательствах, не имея возможности предъявить встречные заявления о возмещении убытков. Это создает неравный статус и дополнительные трудности для предпринимателей, снижая их доверие и участвие в инвестиционных проектах в сельско-хозяйственном секторе.
Все знают, что участие в уголовном процессе влечет огромные временные и материальные затраты, отвлекая бизнес от своей основной деятельности. Основная сложность заключается в различении гражданско-правовой и уголовной ответственности, что усложняет выявление настоящих мошенников от высокого предпринимательского риска.
По нашему мнению, экономические преступления должны рассматриваться только в экономических судах. Уголовную ответственность следует оставить только для исключительных случаев, таких как рецидив и случаи, связанные с нанесением особо крупного ущерба, который предварительно должен быть доказан в гражданско-правовом порядке.
Для решения этой проблемы предлагается разработка нового Национального стандарта "Судебный аудит" с четкими правилами и порядком взаимодействия с органами досудебных расследований. Важно также предоставить аудиторам возможность осуществлять комплексный расчет причиненного ущерба.
Следует установить повышенные квалификационные требования для "судебных аудиторов" и закупать их услуги напрямую министерством финансов, а не правоохранительными органами. Это поможет устранить конфликт интересов и уменьшит необоснованные вовлечения добросовестного бизнеса в уголовные преследования.
По указанию главы государства, каждый значимый инвестиционный проект теперь сопровождается органами прокуратуры. В рамках внедрения системы поддержки инвестиционных проектов "Зеленый коридор для инвесторов" разрабатываются правила для включения инвесторов в соответствующий реестр. Национальная цифровая инвестиционная платформа запущена в пилотном режиме, а ее введение в промышленную эксплуатацию ожидается в конце первого полугодия 2024 года.
Позитивно воспринято внедрение прокурорского "фильтра" для запретительно-ограничительных мер, включая приостановление деятельности, приостановление действия разрешений, лишение (отзыв) разрешений и (или) приложений к разрешениям, отказ в продлении срока действия разрешений, контрактов, лицензий. Эти меры будут применяться только после согласования с прокурором для решения вопросов инвесторов и запретительно-ограничительных действий государственных органов в отношении инвесторов.
Главным механизмом защиты прав инвесторов остается судебная система. По поручению главы государства была создана административная юстиция, за что представители бизнеса выражают благодарность. Административно-процессуальный кодекс (АППК) закрепляет презумпцию виновности госорганов, активную роль суда и принцип справедливости, становясь надеждой предпринимателей на справедливое разрешение споров с государственными органами.
В рамках АППК 64% решений принимаются в пользу граждан и предпринимателей. Однако госорганы не реагируют на эту статистику и не улучшают свои методы работы. На встрече с представителями бизнеса от 12 сентября 2023 года главой государства поручено укрепить статус административной юстиции, расширив ее сферу применения.
Для практической реализации следует принять несколько мер.
Во-первых, исключить из Кодекса об административных правонарушениях все составы, связанные с нарушением требований финансового законодательства. Основания для привлечения к финансовой ответственности должны быть закреплены в отраслевом законодательстве.
Во-вторых, согласовать размеры санкций (штрафов) в КоАП с теми, что предусмотрены в Уголовном кодексе. Максимальная санкция в КоАП не должна превышать санкции, установленной в УК.
В-третьих, привлечение к финансовой ответственности должно осуществляться административными органами в соответствии с принципами Административно-процессуального кодекса (АППК). Лишение разрешения или приостановление деятельности должны рассматриваться как обременяющие административные акты.
При такой форме вмешательства государства в предпринимательскую сферу предпринимателям будет предоставлена возможность защитить свои права через административную юстицию. Важным является также изучение опыта европейских стран по внедрению административных договоров, обеспечиваемых принципами и процедурными гарантиями АППК.
Реализация данных мер позволит повысить эффективность системы защиты прав бизнеса, что в свою очередь улучшит инвестиционный климат и привлекательность страны для инвесторов", - написал Рустам Журсунов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора