Представляю ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
Вопрос: На какую помощь могут рассчитывать заемщики в тех регионах, которые пострадали от паводков?
Ответ: В рамках поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева об оказании помощи пострадавшим от паводков регионов Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка совместно с банками и микрофинансовыми организациями (МФО) реализуются мероприятия по поддержке граждан, субъектов малого и среднего бизнеса, которые нанесла урон стихия. Так, всем гражданам, отнесенным к категории пострадавших от паводков согласно спискам местных исполнительных органов, будет предоставлена отсрочка платежей по кредитам на срок 3 месяца с 1 апреля по 30 июня 2024 года.
По кредитам пострадавших граждан не будут начисляться штрафы и пени за просрочку платежей, возникшие в связи с влиянием последствий паводков.
Всем пострадавшим индивидуальным предпринимателям, а также субъектам малого и среднего бизнеса, для которых паводки повлекли нарушение хозяйственной деятельности, будет предоставлена отсрочка платежей по кредитам с учетом поданного ими заявления.
Банками и МФО будет проведен индивидуальный анализ положения каждого пострадавшего заемщика для оценки влияния ущерба от стихии, нанесенного имуществу и личному хозяйству, доходам и финансовому положению заемщиков, на основе которого будут определены дополнительные меры персональной поддержки по кредитам.
Вопрос: Всем ли заемщикам, пострадавшим от паводков, предоставляется отсрочка?
Ответ: На основании списков заемщиков, пострадавших от стихии, которые формируют акиматы регионов, данным гражданам предоставляется отсрочка платежей по банковским займам и микрокредитам с 1 апреля по 30 июня текущего года. Проверить, есть ли заемщик в данном списке, можно, обратившись в местный исполнительный орган по месту жительства или в кредитную организацию.
Вопрос: Будут ли начисляться пени и штрафы в период отсрочки?
Ответ: Пени и штрафы в период отсрочки начисляться не будут.
Вопрос: Как получить отсрочку по кредитам представителям бизнеса?
Ответ: Необходимо написать заявление об отсрочке и передать его в свой банк или МФО. В целях информирования пострадавших заемщиков о мерах помощи на официальных сайтах и аккаунтах кредитных организаций в социальных сетях публикуются конкретные алгоритмы подачи соответствующих заявлений и порядок проведения реструктуризации кредитов.
Вопрос: В соцсетях распространяется информация о выплате компенсации гражданам пострадавших от паводков регионов отдельными банками и госорганами в размере 3 млн тенге. Чтобы получить данную выплату, нужно нажать на ссылку "Подробнее". Это фейк?
Ответ: Да, при этом, чтобы ввести людей в заблуждение, мошенники под каждым таким постом размещают комментарии ботов с текстом: "Спасибо за быструю выплату", "Сумма поступит день в день", "Срочно подавайте заявки".
Главная цель аферистов – заставить граждан кликнуть на фишинговую ссылку, нажав на "Подробнее" или "Проверить свою компенсацию". Далее пользователь попадает на мошеннический сайт, на котором ему будет предложено зарегистрироваться, чтобы получить деньги. А для этого необходимо ввести такие персональные данные, как ИИН, реквизиты банковской карты, SMS-сообщение.
Как только граждане выполнят это условие, то их данные автоматически поступают к мошенникам. Злоумышленники могут списать все денежные средства со счетов своей жертвы или оформить "чужой" кредит. Также после перехода на сомнительные сайты есть риск столкнуться с хакерской атакой, которая основывается на установке шпионской программы на устройство пользователя. Посредством данных приложений мошенники получат доступ к онлайн-банкингу и другой секретной информации.
Распознать обман можно, обратившись в организацию, от имени которой распространяется ложная информация. К примеру, в Министерстве труда и социальной защиты населения оперативно отреагировали на фейк, сообщив, что указанная в сообщении ссылка может являться способом получения личных данных пользователя злоумышленниками. "Официальная информация о положенных мерах государственной поддержки распространяется исключительно посредством SMS-сообщений с номера 1414. Просим граждан доверять информации только из официальных источников", – отметили представители ведомства в официальном релизе.
Стоит помнить, что мошенники могут подделывать любые номера, в том числе четырехзначные, поэтому необходимо самостоятельно набирать номер горячих линий организаций, ни в коем случае не перезванивая и не переходя по ссылкам, которые направляются посредством SMS-рассылки.
Отмечу, что за выплатой единовременной компенсации в размере 100 МРП и компенсацией утраченного и/или испорченного имущества необходимо обратиться в местные исполнительные органы.
Чтобы не попасть на уловки мошенников, нужно соблюдать простые правила безопасности:
- Всегда проверяйте информацию о выплатах на официальных сайтах банков, госоорганов;
- Не публикуйте на сомнительных сайтах свои личные и банковские данные, особенно три цифры на обороте карты и срок ее действия;
- Не доверяйте звонкам и сообщениям от неизвестных, которые заводят речь о деньгах;
- Не отключайте функцию 3D-Secure на платежной карте;
- Настройте SMS- и push-уведомления в мобильном банкинге, чтобы видеть все транзакции;
- Не запускайте неизвестные вложенные файлы, присланные на электронную почту и мессенджеры;
- Необходимо установить надежную антивирусную программу, которая не позволит переходить на мошеннические сайты;
- В случае кражи денежных средств, обратитесь с заявлением в правоохранительные органы.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора