Казахстан в условиях мировой нестабильности

12800

Существует ли мировое сообщество сегодня? Каковы контуры национально ориентированной стратегии внешней политики Казахстана? Размышления о перспективных векторах внешнеполитической доктрины Республики Казахстан в контексте международных дебатов на площадке 75-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Об этих и других актуальных проблемах международных отношений размышляет известный политический аналитик Айдар Амребаев.

Казахстан в условиях мировой нестабильности

Как отметил в своем выступлении на дебатах высокого уровня 75-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев: "Будем откровенны – после завершения Холодной войны мы упустили уникальный шанс построить по-настоящему справедливую систему международных отношений, которая бы фокусировалась на продвижении интересов простых граждан. Судьбы будущих поколений зависят от глубинного осознания истинных причин возникновения подобной ситуации, в первую очередь, нами – лидерами государств". И действительно, после крушения биполярной системы международных отношений и по сей день так и не возникла гармоничная система международного порядка. Мир сотрясают перманентные кризисы и разнообразные диспропорции развития, сопровождаемые серьезными вызовами, одними из проявлений которых являются, то здесь, то там происходящие террористические акты; локальные вооруженные конфликты; возникновение в результате несоблюдения правовых норм отношений власти и народа в различных странах полулегальных, гибридных режимов, игнорирующих права людей; распространение технологий информационного контроля, шпионажа и вмешательства во внутренние дела государств; бегство больших групп людей из постоянных мест проживания в условиях несостоятельных систем государственного управления, нищеты и голода; конфронтационный характер мировой экономической конкуренции, санкционные режимы, торговые и технологические войны. Все это создает обстановку турбулентности в которой международная система демонстрирует свою дисфункцию, как это происходит на наших глазах в условиях распространения пандемии коронавируса.

В этой ситуации разработка сколько-нибудь долгосрочной и верифицируемой стратегии внешней политики вряд ли представляется возможным. "Черные лебеди" антисистемных рисков все чаще посещают казалось бы благополучные страны и регионы мира, не говоря о безисходности и фатальности положения объектов "управляемого хаоса" на менее благополучных пространствах "третьего мира". Это положение усугубляется сокращением жизненного пространства человека, глобальной экологической катастрофой, перед лицом которой все явственнее стоит человечество в целом. Недоверие друг к другу, к международным договорам и институтам становится принципом взаимоотношений народов и государств, подвергая сомнению саму концепции мирового сообщества, как разумной human community, способной найти рациональный выход из постоянно возникающих вызовов. Идея мирового сообщества, как содружества цивилизованных государств, исповедующих общечеловеческие ценности, руководствующиеся нормами международного права, а не права сильного, которое когда-то после губительных мировых войн неимоверными усилиями было преодолено, в результате чего возникли институты глобального регулирования отношений между народами, такие как Организация Объединенных Наций, на сегодняшний день ставится под сомнение, а решения международных организаций игнорируются на разных уровнях. Дебаты высокого уровня, проходящие сегодня в рамках Генассамблеи ООН, демонстрируют процесс расхождения между странами, желающими рассматривать будущее лишь через призму узко групповых и страновых интересов, выгоды отдельных корпораций и организаций. Иерархическая структура мирового управления, укоренившаяся после второй мировой войны, в результате которой был сформирован элитарный подход в ущерб эгалитаризму, как концепции равных возможностей и представленности всех при решении жизненно важных вопросов, сегодня потерпела если не крах, то становится все менее эффективной. Право единичного вето все чаще используется глобальными игроками в целях блокирования консенсусных решений. Страны - постоянные члены Совета Безопасности ООН, определенные в качестве главных ответственных за благополучие и гармонию в мире, на деле разделены между собой на блоки и коалиции по самым животрепещущим вопросам современности.

Примечательно в этой связи, что в  своем выступлении на 75-ой Генассамблее ООН президент ведущей страны мира, - США, известный своим лозунгом "Америка прежде всего", Дональд Трамп, заявил: "На протяжении десятилетий одни и те же усталые голоса предлагали одни и те же неудачные решения, преследуя глобальные амбиции за счет собственного народа. Но только заботясь о собственных гражданах, вы найдете настоящую основу для сотрудничества". "Америка для нас на первом месте, так же как и для ваших стран — ваши страны должны быть на первом месте", — сказал президент США. Таким образом, ведущим трендом международной политики согласно его представлению является ориентир на исключительные национальные интересы стран-лидеров, экономический протекционизм и эксклюзивное геополитическое доминирование отдельных государств-доминионов, делящих мир по своему усмотрению. При этом данной доктрине характерен застарелый макиавеллистский принцип: "цель оправдывает средства". Эта внешнеполитическая парадигма вызывает сопротивление со стороны лидеров многих государств, стремящихся в силу тех или иных обстоятельств, то ли военного превосходства, экономической силы или политического веса настаивать на той или иной конфигурации международного порядка.

При этом идея многополярного мира видится странами-лидерами по-разному. К примеру, имеющая военное превосходство Россия недавно внесла изменения в Конституцию своей страны, приняв положение о приоритетности национального законодательства над нормами международного права, придав исполнительной власти своей страны право признания или отрицания международных обязательств, в том числе и, по уже заключенным международным соглашениям, что, фактически, создает определенную "серую, неправовую зону" во взаимоотношениях со многими странами, в том числе со странами соседями. Стремление России на практике "вернуть былое величие и встать с колен" за счет восстановления эксклюзивного доминирования на постсоветском пространстве и в зоне бывшего влияния на страны так называемого "соцлагеря и пространства социалистической ориентации" времен СССР, идет вразрез высказыванию президента Путина на Юбилейной Генассамблее ООН: "Убеждён, нынешний юбилей обязывает нас вспомнить о зафиксированных в Уставе ООН непреходящих принципах межгосударственного общения, а отцы-основатели Всемирной Организации сформулировали их предельно чётко и недвусмысленно. Это равенство суверенных государств, невмешательство в их внутренние дела, право народов самим определять свою судьбу, отказ от угрозы или применения силы, политическое урегулирование споров".   

В свою очередь, Китай, как одно из наиболее динамичных в экономическом отношении, государств современного мира, предлагает странам присоединиться к, так называемому "сообществу единой судьбы человечества", которое интерпретируется многими как принятие новой, китайской модели глобализации. При этом китайский лидер Си Цзинпинь в своей речи на 75-ой генеральной Ассамблее ООН уверяет: "Мы никогда не будем стремиться к гегемонии, экспансии и созданию сфер влияния. Не собираемся вести ни с кем войну: ни холодную, ни горячую. Выступаем за разрешение разногласий и конфликтов путем диалогов и переговоров". 

В этом ряду хотелось бы особо отметить открывающиеся ныне позитивные тренды в межгосударственных отношениях в регионе Центральной Азии. Для Казахстана и региона в целом особое значение имеет мнение лидера Узбекистана, которое он высказал на прошедших дебатах высокого уровня, особенно касающихся дальнейшей судьбы Центральной Азии. В своем выступлении президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев отметил позитивные тренды регионального сближения стран: "В настоящее время в регионе Центральной Азии происходят фундаментальные изменения. В отношениях между государствами мы смогли создать атмосферу добрососедства и взаимного доверия, дружбы и уважения. Нашим общим достижением стали регулярные Консультативные встречи глав государств Центральной Азии, инициатива о проведении которых впервые была выдвинута на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН… В это сложное для всех время наши государства не отстранились друг от друга, а оказывали взаимную поддержку. Сегодня перед государствами Центральной Азии стоит важная стратегическая задача – обеспечить глубокую интеграцию нашего региона в глобальные экономические, транспортные и транзитные коридоры".

Отрадно, что позиции лидеров Узбекистана и Казахстана во многом совпадают и страны сегодня являются основными "драйверами" сближения региона, как когда-то Германия и Франция стояли у истоков Европейского Союза. Думается, приоритет стран Центральной Азии во внешнеполитической стратегии Казахстана, утвержденной президентом Касым-Жомартом Токаевым является перспективным и очень важным для состоятельного и конструктивного вхождения региона Центральной Азии в современную конфигурацию формирующегося многополюсного международного порядка, где регион может выйти из периферийного состояния объекта влияния в субъекта, концентрирующего на себе гармонию и синергию разных векторов внешнего влияния посредством их координации. Мне кажется, значение Центральной Азии, исторически как перекрестка цивилизаций, может сыграть и сегодня свою позитивную роль как места сближения и "интеграции интеграций" различных форматов сотрудничества. Об этом в своей речи на 75-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявил наш президент Касым-Жомарт Токаев: "Преодоление глобальных вызовов возможно только через восстановление атмосферы доверия между государствами-членами ООН и последовательное укрепление многосторонних институтов. Существующий сегодня между странами дефицит доверия крайне токсичен для развития международных отношений. Сегодня наш общий моральный долг – продемонстрировать приверженность основным целям и принципам Устава ООН. В связи со стремительно растущим спросом на меры по укреплению доверия, Казахстан намерен преобразовать Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии в полноценную организацию по вопросам безопасности и развития в этом стратегически важном регионе. Считаем, что мировое сообщество должно более настойчиво продвигать идеологию терпимости, взаимопонимания и культурного разнообразия. Это ключ к эффективному противодействию ненависти и нетерпимости". Президент Казахстана отмечает: "В центре нашего внимания неизменно находится региональное сотрудничество. В данный момент Центральная Азия переживает стремительную трансформацию благодаря значительному расширению взаимодействия между странами региона в различных сферах. Уверен, процветающая, сильная и сплоченная Центральная Азия отвечает интересам как местных, так и глобальных заинтересованных сторон".

В связи с вышеуказанным считаю, что многовекторная дипломатия Казахстана сегодня переживает уникальный период трансформации, связанный как с внешними турбулентными процессами и вызовами со стороны глобальных игроков со своими проектами "переформатирования Центральной Азии", но и с внутренними побуждающими к сотрудничеству мотивами наших народов. К их числу можно отнести рациональное устремление населения стран региона к формированию открытого и взаимодополняющего общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; к бесконфликтному и доверительному  приграничному сотрудничеству; к организации и эффективному разрешению в общих интересах таких актуальных проектов, как транспортно-логистическое взаимодействие, создание водно-энергетического консорциума, общей инвестиционной площадки, открытого информационно-культурного, гуманитарного пространства.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться