Кого вправе проверить жилищная инспекция?

225

​Сфера  ЖКХ - всегда актуально!

Кого вправе проверить жилищная инспекция?

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства близки и понятны многим: мы живем  в  многоквартирных домах, платим на содержание общедомового имущества, вправе получать отчет о расходовании собранных средств. Несмотря на то, что данные вопросы прописаны в Законе Республики  Казахстан "О жилищных отношениях" (далее – Закон), разъясняются в  многочисленных публикациях, практика постоянно ставит новые вопросы, на которые не всегда можно найти прямой ответ в законе. Поэтому данной публикацией начинается цикл статей "Всё о  сфере ЖКХ".

В данной статье рассмотрим вопрос о  компетенции жилищной инспекции в сфере управления жилищным фондом.

Как закон регулирует компетенцию?

Компетенция жилищной инспекции в  сфере управления жилищным  фондом предусмотрена  двумя  статьями Закона:

  • статья 41-1 Закона регулирует государственный контроль в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения и государственный контроль и надзор в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в области промышленной безопасности за соблюдением требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств;
  • статья 41-2 устанавливает полномочия должностных лиц жилищной инспекции, которые осуществляют государственный контроль и надзор.

Рассмотрим подробнее эти статьи.

Государственный контроль и надзор

Статья 41-1 Закона имеет длинное название: потому что регулирует различные вопросы компетенции жилищной инспекции:

  • государственный контроль в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения;
  • государственный контроль и надзор в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в области промышленной безопасности за соблюдением требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств.

То есть в самом названии статьи  уже обозначены сферы деятельности жилищной инспекции: во-первых, управления жилищным фондом, газа и газоснабжения, и, во-вторых, в области промышленной безопасности.

Помимо этого указано, каким образом жилищная инспекция осуществляет свою деятельность: посредством проведения

  • внеплановых проверок и
  • профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

Государственный контроль и надзор осуществляется  в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Каковы полномочия жилищной инспекции?

Компетенция  жилищной инспекции предусмотрена статьей 41-2 Закона, которой установлено, что  она осуществляет полномочия  по:

  • организации государственного технического обследования многоквартирного жилого дома;
  • определению перечня, периодов и очередности проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума;
  • согласованию сметы расходов на проведение капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума;
  • принятию участия в комиссиях по приемке выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества объекта кондоминиума;
  • вынесению обязательных для исполнения предписаний (представлений) по устранению нарушений настоящего Закона и правил по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума и составлению протоколов об административных правонарушениях;
  • проведению профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля по наличию отчета по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума при обращении собственников квартир, нежилых помещений;
  • определению и назначению временной управляющей компании;
  • проведению внеплановых проверок.

Данной статьей Закона  предусмотрено также, что в полномочия жилищной инспекции входят и иные вопросы, предусмотренные законами Республики Казахстан: здесь  важно  иметь  в виду, что иные полномочия должны быть  предусмотрены именно законами,  а не подзаконными  актами.

Зачем знать о  компетенции жилищной инспекции?

О компетенции жилищной инспекции полезно знать, чтобы понимать, к  кому жилищная инспекция вправе прийти с внеплановой проверкой или профилактическим контролем.

Рассмотрим это на конкретном примере.

Кейс: Жилищная инспекция по жалобе собственника квартиры многоквартирного жилого дома провела внеплановую проверку деятельности органа управления объектом кондоминиума (в доме продолжает действовать КСК) и  вынесла предписание об  устранении нарушений. КСК оспорило предписание в суд, считая, что предписание незаконным. Жилищная инспекция иск не признала, так как  пунктом 1 статьи 41-1, подпунктами  5), 6) пункта 1  ст. 41-2  Закона "О жилищных отношениях" "Госконтроль в отношении субъектов контроля в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения … осуществляется посредством проведения должностными лицами жилищной инспекции проверок и профилактического контроля…".

Кто же прав в данном споре?

Как решить кейс?

В административном судопроизводстве активная роль  суда  предполагает, что  есть обстоятельства дела, которые суд проверят "по долгу службы", независимо от того, заявляют ли стороны спора об этом или нет.

Согласно части 4  статьи 155 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК): "Суд отказывает в удовлетворении иска, если при его рассмотрении установит, что оспариваемое действие (бездействие) совершено, решение принято в соответствии с компетенцией и законодательством Республики Казахстан".

Из данной нормы следует,  что суд должен проверить -  в  соответствии  ли  с  компетенцией административный орган принял решение, в данном  случае -  вынес предписание.

Для этого следует проанализировать  статьи 41-1, 41-2 Закона и обратить внимание на следующее обстоятельство.

Понятие компетенции  дано в пункте 1 статьи  41 АППК: "Под компетенцией государственного органа понимается совокупность установленных полномочий государственного органа, определяющих предмет его деятельности.

Из  статей 41-1,  41-2 закона следует, что жилищная инспекция вправе осуществлять:

  • государственный контроль
  • в отношении субъектов контроля
  • в пределах границ населенных пунктов
  • на объектах социальной инфраструктуры
  • в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения.

Жилищная инспекция также вправе осуществлять:

  • государственный контроль и надзор
  • в отношении субъектов контроля и надзора
  • в пределах границ населенных пунктов
  • на объектах социальной инфраструктуры
  • в области промышленной безопасности
  • за соблюдением требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств.

Из указанного следует, что полномочия жилищной инспекции определены и ограничены:

  • определенными формами государственной деятельности – государственным  контролем в одной сфере, а также государственным контролем и надзором в другой  сфере; 
  • кругом подконтрольных и поднадзорных субъектов;
  • границами административно-территориальной единицы;
  •  объектами определенной категории;
  • определенной сферой деятельности подконтрольного и поднадзорного  субъекта.

В числе указанных ограниченийуказана определенная категорияобъектов – это объекты социальной инфраструктуры.

Что такое социальная инфраструктура?

Что такое социальная инфраструктура определено  в  подпункте 1) пункта  2  Приложения 2 к совместному приказу Министра индустрии и инфраструктурного развития кот 29.04.2020 г. № 253 и Министра национальной экономики РК от  30.04.202 г. № 33 об  утверждении критериев степени риска и проверочных листов в сфере управления жилищным фондом:

"социальная инфраструктура - совокупность юридических лиц, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населенного пункта, к которым относятся: объекты социально-культурного назначения, жилищно-коммунальное хозяйство, организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; организации, производящие и предоставляющие населению коммунальные услуги.

Кто является подконтрольным субъектом?

Из указанного выше следует, что субъектами контроля являются не любые органы управления объектами кондоминиума, а лишь органы управления объектами кондоминиума на объектах социальной инфраструктуры.

Сам Приказ именуется: "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом…".

То есть данный Приказ распространяется не на любой многоквартирный жилой дом, а только на объект кондоминиума, находящийся  в составе указанной выше социальной инфраструктуры.

Соответственно, за органами управления объектами кондоминиума на объектах, которые не относятся к социальной инфраструктуре, государственный контроль в сфере управления жилищным  фондом жилищной инспекцией не осуществляется!

Аналогичный вывод следует сделать  в отношении  компетенции жилищной инспекции в области промышленной безопасности: под государственный контроль и надзор подпадают только объекты социальной инфраструктуры. То есть к "обычным" многоквартирным жилым домам жилищная инспекция отношения не имеет и не вправе приходить на внеплановую проверку или профилактический контроль  с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора. 

Подведем итоги

Таким образом, жилищная инспекция при проведении внеплановой проверки и вынесении  предписания нарушила установленную законом  компетенцию, вышла за  пределы своих полномочий, провела проверку и вынесла предписание в отношении неподконтрольного ему субъекта.

Данные обстоятельства являются основанием признать незаконными проведенную проверку и все вынесенные при её назначении и по её результатам  акты, в том числе  предписание согласно части 1 статьи 7,  части 1 статьи 41 АППК.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться