Проблемы жилищно-коммунального хозяйства близки и понятны многим: мы живем в многоквартирных домах, платим на содержание общедомового имущества, вправе получать отчет о расходовании собранных средств. Несмотря на то, что данные вопросы прописаны в Законе Республики Казахстан "О жилищных отношениях" (далее – Закон), разъясняются в многочисленных публикациях, практика постоянно ставит новые вопросы, на которые не всегда можно найти прямой ответ в законе. Поэтому данной публикацией начинается цикл статей "Всё о сфере ЖКХ".
В данной статье рассмотрим вопрос о компетенции жилищной инспекции в сфере управления жилищным фондом.
Как закон регулирует компетенцию?
Компетенция жилищной инспекции в сфере управления жилищным фондом предусмотрена двумя статьями Закона:
- статья 41-1 Закона регулирует государственный контроль в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения и государственный контроль и надзор в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в области промышленной безопасности за соблюдением требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств;
- статья 41-2 устанавливает полномочия должностных лиц жилищной инспекции, которые осуществляют государственный контроль и надзор.
Рассмотрим подробнее эти статьи.
Государственный контроль и надзор
Статья 41-1 Закона имеет длинное название: потому что регулирует различные вопросы компетенции жилищной инспекции:
- государственный контроль в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения;
- государственный контроль и надзор в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в области промышленной безопасности за соблюдением требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств.
То есть в самом названии статьи уже обозначены сферы деятельности жилищной инспекции: во-первых, управления жилищным фондом, газа и газоснабжения, и, во-вторых, в области промышленной безопасности.
Помимо этого указано, каким образом жилищная инспекция осуществляет свою деятельность: посредством проведения
- внеплановых проверок и
- профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.
Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Каковы полномочия жилищной инспекции?
Компетенция жилищной инспекции предусмотрена статьей 41-2 Закона, которой установлено, что она осуществляет полномочия по:
- организации государственного технического обследования многоквартирного жилого дома;
- определению перечня, периодов и очередности проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума;
- согласованию сметы расходов на проведение капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума;
- принятию участия в комиссиях по приемке выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества объекта кондоминиума;
- вынесению обязательных для исполнения предписаний (представлений) по устранению нарушений настоящего Закона и правил по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума и составлению протоколов об административных правонарушениях;
- проведению профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля по наличию отчета по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума при обращении собственников квартир, нежилых помещений;
- определению и назначению временной управляющей компании;
- проведению внеплановых проверок.
Данной статьей Закона предусмотрено также, что в полномочия жилищной инспекции входят и иные вопросы, предусмотренные законами Республики Казахстан: здесь важно иметь в виду, что иные полномочия должны быть предусмотрены именно законами, а не подзаконными актами.
Зачем знать о компетенции жилищной инспекции?
О компетенции жилищной инспекции полезно знать, чтобы понимать, к кому жилищная инспекция вправе прийти с внеплановой проверкой или профилактическим контролем.
Рассмотрим это на конкретном примере.
Кейс: Жилищная инспекция по жалобе собственника квартиры многоквартирного жилого дома провела внеплановую проверку деятельности органа управления объектом кондоминиума (в доме продолжает действовать КСК) и вынесла предписание об устранении нарушений. КСК оспорило предписание в суд, считая, что предписание незаконным. Жилищная инспекция иск не признала, так как пунктом 1 статьи 41-1, подпунктами 5), 6) пункта 1 ст. 41-2 Закона "О жилищных отношениях" "Госконтроль в отношении субъектов контроля в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения … осуществляется посредством проведения должностными лицами жилищной инспекции проверок и профилактического контроля…".
Кто же прав в данном споре?
Как решить кейс?
В административном судопроизводстве активная роль суда предполагает, что есть обстоятельства дела, которые суд проверят "по долгу службы", независимо от того, заявляют ли стороны спора об этом или нет.
Согласно части 4 статьи 155 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК): "Суд отказывает в удовлетворении иска, если при его рассмотрении установит, что оспариваемое действие (бездействие) совершено, решение принято в соответствии с компетенцией и законодательством Республики Казахстан".
Из данной нормы следует, что суд должен проверить - в соответствии ли с компетенцией административный орган принял решение, в данном случае - вынес предписание.
Для этого следует проанализировать статьи 41-1, 41-2 Закона и обратить внимание на следующее обстоятельство.
Понятие компетенции дано в пункте 1 статьи 41 АППК: "Под компетенцией государственного органа понимается совокупность установленных полномочий государственного органа, определяющих предмет его деятельности.
Из статей 41-1, 41-2 закона следует, что жилищная инспекция вправе осуществлять:
- государственный контроль
- в отношении субъектов контроля
- в пределах границ населенных пунктов
- на объектах социальной инфраструктуры
- в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения.
Жилищная инспекция также вправе осуществлять:
- государственный контроль и надзор
- в отношении субъектов контроля и надзора
- в пределах границ населенных пунктов
- на объектах социальной инфраструктуры
- в области промышленной безопасности
- за соблюдением требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств.
Из указанного следует, что полномочия жилищной инспекции определены и ограничены:
- определенными формами государственной деятельности – государственным контролем в одной сфере, а также государственным контролем и надзором в другой сфере;
- кругом подконтрольных и поднадзорных субъектов;
- границами административно-территориальной единицы;
- объектами определенной категории;
- определенной сферой деятельности подконтрольного и поднадзорного субъекта.
В числе указанных ограниченийуказана определенная категорияобъектов – это объекты социальной инфраструктуры.
Что такое социальная инфраструктура?
Что такое социальная инфраструктура определено в подпункте 1) пункта 2 Приложения 2 к совместному приказу Министра индустрии и инфраструктурного развития кот 29.04.2020 г. № 253 и Министра национальной экономики РК от 30.04.202 г. № 33 об утверждении критериев степени риска и проверочных листов в сфере управления жилищным фондом:
"социальная инфраструктура - совокупность юридических лиц, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населенного пункта, к которым относятся: объекты социально-культурного назначения, жилищно-коммунальное хозяйство, организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; организации, производящие и предоставляющие населению коммунальные услуги.
Кто является подконтрольным субъектом?
Из указанного выше следует, что субъектами контроля являются не любые органы управления объектами кондоминиума, а лишь органы управления объектами кондоминиума на объектах социальной инфраструктуры.
Сам Приказ именуется: "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом…".
То есть данный Приказ распространяется не на любой многоквартирный жилой дом, а только на объект кондоминиума, находящийся в составе указанной выше социальной инфраструктуры.
Соответственно, за органами управления объектами кондоминиума на объектах, которые не относятся к социальной инфраструктуре, государственный контроль в сфере управления жилищным фондом жилищной инспекцией не осуществляется!
Аналогичный вывод следует сделать в отношении компетенции жилищной инспекции в области промышленной безопасности: под государственный контроль и надзор подпадают только объекты социальной инфраструктуры. То есть к "обычным" многоквартирным жилым домам жилищная инспекция отношения не имеет и не вправе приходить на внеплановую проверку или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.
Подведем итоги
Таким образом, жилищная инспекция при проведении внеплановой проверки и вынесении предписания нарушила установленную законом компетенцию, вышла за пределы своих полномочий, провела проверку и вынесла предписание в отношении неподконтрольного ему субъекта.
Данные обстоятельства являются основанием признать незаконными проведенную проверку и все вынесенные при её назначении и по её результатам акты, в том числе предписание согласно части 1 статьи 7, части 1 статьи 41 АППК.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора