Как известно, Первая Конституция после обретения современной Независимости нашей страной была принята Верховным Советом Казахстана 28 января 1993 года. Однако на тот момент оставались неотрегулированными вопросы четкого разграничения полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти. Серьезные общественные дискуссии вызывали вопросы, касающиеся: гражданства; государственного языка; характера государственности; вопросов частной собственности на землю.
Тогда наша республика, фактически, осуществляла преобразования на основе доминирующих на постсоветском пространстве трендов либерализации по западному образцу без учета специфики историко-культурных традиций и национальных форматов осуществления народовластия.
Традиционно на Западе развитие конституционализма рассматривается в качестве механизма государственной власти, политической системы, опирающейся на конституционные нормы в борьбе против абсолютизма.
Исследователи выделяют в понятии конституционализма объективные и субъективные аспекты. Если в первом значении это означает общие правовые закономерности по совершенствованию системы управления в государстве и ее законности, то второй аспект выделяет особенности менталитета и традиций политико-правовой культуры общества, организующего собственное государство.
Приход Запада к современному состоянию конституционного строя во многих странах был обусловлен ходом и установлением демократического типа правления, существенно ограничивающего абсолютистские режимы. Исторически они нашли выражение в появлении феномена Афинской демократии, противостоящей тираническим режимам Древней Греции, расширению норм и правоприменительной практики Римского права в Древнем Риме, где собственно появились первые конституционные нормы. Например, в период принципата Древнего Рима появляются вместе с актами римского сената (senatus consultus) императорские предписания различных видов, которые получили наименование конституций (constitutio ediktum, mandatum, decretum, rescriptum).
В тюркской и казахской кочевой истории также известны различные морально-этические и нормативные ограничители и "устроители государственной гармонии". Они устанавливали ценностные ориентиры не только для своего времени, но и для будущего. Поэтому интересно созвучие ставившихся тогда вопросов с актуальными проблемами сегодняшнего государственного устройства и ориентиров общества, например такими, как безусловная ценность для нашего народа родной земли, гордость за свой язык и культуру, толерантное отношение к представителям других народов и вероисповеданий.
Вспоминаются установления Шаньюя Моде, первого кагана хунну, о том, что "земля является основой государства" и преимуществах организованной Орды тех, кто "натягивает лук" над "людьми, живущими в земляных домах".
В те стародавние времена им пришлось вести непрестанную борьбу за сохранение собственной кочевой культурной идентичности в противостоянии цивилизации народа табгач (предков нынешних китайцев), о чем Лев Гумилев пишет следующее: "Официальная идеология Каганата зиждилась на двух принципах: отрицание китайской культуры и сознание собственного превосходства над соседями. Оба эти принципа осуществлялись весьма последовательно и обусловили как возрождение, так и гибель державы тюрок". "У народа табгач (империи Тан), дающего нам без ограничения столько золота, серебра, спирта и шелка, речь была сладкая, а драгоценности мягкие; прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они весьма сильно привлекали к себе далеко жившие народы. Те же, поселяясь вплотную, затем усваивали себе дурное мудрование".
Как отмечал Лев Гумилев, "велась не только борьба государств, но борьба культур, борьба двух мировоззрений и мироощущений".
Таким образом, формирование Тюркского Эля, фактически его конституционное установление, строилось на принципах свободного волеизъявления и борьбы за родную землю и образ жизни. Интересно, что впоследствии Чингисхан в своей "Яссе" предлагает следующее этическое установление, обеспечивающее моральное преимущество номадов над оседлыми цивилизациями.
"Он (Чингисхан) постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал, как средство быть угодным Богу", - говорилось в "Яссе".
Подобная, весьма на тот момент прогрессивная концепция, во многом позволила Монгольской империи расширить свое влияние на все евроазиатское пространство. Также империя стала, по сути, зоной свободной торговли. Караваны шли из Европы в Азию, не боясь ограбления, Монголию наводнили купцы из Хорезма, Арабии, Византии, Рима. В их числе был и знаменитый купец и политик Марко Поло, показавший "просвещенной Европе", что Монгольская империя не уступает, а во многом и превосходит ее. Прежде всего, по культурному и духовному развитию.
В казахской политико-правовой истории мы находим блестящие образцы собственных конституционных установлений, позволивших успешно гармонизировать общественные отношения Великой Степи. Это известные "авторские кодексы": "Светлый Путь Касым хана", "Исконный Путь Есим хана", "Семь установлений Тауке хана".
Наш известный историк Ирина Ерофеева отмечает, что казахские ханы славились выдающимися морально-этическими характеристиками, которые восхищали и могли бы стать жизненным кредо любого европейского правителя. Например, она приводит письма Абулхаира, в которых он отмечает: "Человек живет в свете и детьми память о себе оставляет, но сия память и скоту равна есть, а честь, приобретенная человеком, вовеки не умирает".
Таким образом, формирование президентского конституционного строя в Казахстане имеет глубокую традицию у казахского народа. Особо следует отметить персональную ответственность правителя перед народом, значимость установленных им принципов и норм чести для властвующих, которые при признании обществом, естественным образом укрепляют дух народа и обязывают действующие политические элиты следовать пути своего лидера и устремлениям всего народа. Они становятся не только правоустановлениями, но и жизненными морально-этическими принципами для новых поколений.
Как справедливо отмечает немецкий исследователь С.Войт, конституционализм является нормативной концепцией, и её не следует смешивать с конституцией de facto, используемой в любом обществе. Конституционализм — многоуровневая система, которая функционально выходит за рамки конституции и вообще права, отражает особенности менталитета и бытия народа.
В этой связи, конституционный путь, предложенный Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, является объективно обоснованным путем развития не только казахстанской демократии, через сильную исполнительную власть, ответственный парламент и профессиональный суд, но также нормой жизни современных казахстанцев.
Как автор современной Конституции, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев лично изучил более 20 конституций, действующих в разных странах мира, а в обсуждении Конституции РК приняли участие более 3 млн граждан страны.
В мае 1995 года Президент РК постановил провести независимую экспертизу проекта действующей сегодня Конституции. Для ее проведения был создан совет, в который вошли три зарубежных эксперта и девять юристов Казахстана. Впервые глава государства представил проект новой Конституции РК 30 июня 1995 года. В этот же день он был опубликован для обсуждения народом Казахстана.
В стране прошло более 33 тыс. коллективных обсуждений, в результате которых поступило примерно 30 тыс. замечаний и предложений. В 55 статей Конституции было внесено более 1 100 дополнений и правок.
Принятие действующей сегодня Конституции страны было вынесено на республиканский референдум, в котором приняло участие 90,58% граждан. Конституцию поддержали 89,14% принявших участие в голосовании.
Следует также заметить высокую оценку конституционному развитию в Казахстане, которую дают и зарубежные партнеры нашей страны. Европейской комиссией за демократию через право Совета Европы (Венецианской комиссией) на ее 110-й пленарной сессии принято заключение, в котором подчеркивается, что "конституционные изменения Казахстана представляют собой шаг вперед в процессе демократизации государства. Реформа задает вектор в дальнейшем развитии страны и свидетельствует о прогрессе".
Чрезвычайно важно, что Президент Токаев не только продолжает данную преемственную правовую линию, ориентируя дальнейшее конституционное развитие на формулу: "сильный президент - влиятельный парламент - подотчетное правительство", но и отстаивая морально-этическое, человеческое измерение политико-правового процесса в Казахстане. Его концепция "слышащего государства" ставит главной целью реализовать на деле нужды и чаяния всего народа.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора