Ловушки современных мошенников: как в них не попасться

Мошенники постоянно отслеживают новые тенденции и изобретают новые способы обмана с использованием передовых цифровых технологий. 

Ловушки современных мошенников: как в них не попасться

Их цель – завладеть чужими персональными данными и деньгами.

Поэтому важно помнить об основных правилах безопасности в онлайне и офлайне, которые могут помочь защититься от злоумышленников.

Замена счетчиков, фальшивые опросы и выигрыши

Вишинг, или телефонное мошенничество с элементами социальной инженерии, является одной из самых распространенных форм обмана. Мошенники могут представляться работниками банков, полиции, КНБ, коммунальных служб или других авторитетных учреждений. К примеру, в Алматы злоумышленники в последнее время выдают себя за сотрудников ТОО "АлматыЭнергосбыт" или АО "Алатау Жарык Компаниясы" (АЖК) и под видом замены электросчетчиков требуют сообщить SMS-код.

Также в вишинг-схемах мошенники часто используют голосовые боты, с помощью которых проводят фальшивые опросы и лотереи, запрашивая конфиденциальную информацию у казахстанцев.

Что делать? Если звонят незнакомцы и заводят речь о деньгах, завершите разговор. Перезвоните самостоятельно в ту организацию, от чьей имени к вам позвонили.

Запомните основные признаки, по которым можно распознать телефонных мошенников:

  • Неожиданность звонка и искусственная срочность;
  • Давление на жертву с просьбой предоставить личные данные;
  • Странные инструкции и убеждения, например, о подозрительной активности на счету.

Лжеюристы

Граждане, которые потеряли деньги в результате различных мошеннических схем, могут столкнутся с псевдоюристами, обещающими вернуть украденные средства.

Злоумышленники активно действуют в социальных сетях, размещают рекламные объявления в интернете, в частности в социальных сетях. Они используют эмоциональную уязвимость людей, находящихся в стрессовом состоянии после потери денег. В таком состоянии многие готовы поверить любому, кто предложит помощь.

Граждане верят лжеюристам, передают им свои средства, но в итоге оказываются у разбитого корыта, с еще большими потерями.

Что делать? Если вы столкнулись с мошенниками, которые смогли обнулить ваши счета и карты, а также оформить на вас кредиты, то необходимо обратиться в правоохранительные органы.

Не верьте обещаниям различных компаний, которые гарантируют возврат украденных средств. Только мошенники могут обещать "золотые горы" и гарантировать возврат инвестиций, в том числе вложения в якобы инвестиционные проекты.

Истекший срок SIM-карты

Еще один распространенный вид мошенничества связан с уведомлениями о якобы истекшем сроке действия SIM-карты. "Вас беспокоит сотовый оператор. Срок действия вашей SIM-карты истекает. Если вы ничего не предпримете, ваш номер будет заблокирован. Вы хотите продлить обслуживание?", - примерно так обращаются мошенники к ничего не подозревающим гражданам посредством телефонных звонков или переписки через мессенджеры.

Если человек продолжает общение, мошенники просят продиктовать или написать SMS-код и другие персональные данные. С полученной информацией они могут взломать банковский счет или оформить подставной кредит. Мошенники действуют по двум схемам: они могут сделать виртуальный дубликат SIM-карты или подключить услугу переадресации звонков и SMS на другой номер. Таким образом преступники получают доступ к онлайн-банкингу своей жертвы.

Что делать? У SIM-карты не бывает срока годности. Если у вас есть сомнения в каких-либо вопросах, лучше позвоните своему сотовому оператору по официальным номерам. 

Общие правила безопасности для защиты от мошенников:

  • Никогда не сообщайте посторонним персональную информацию: пароли, ПИН-коды, CVV/CVC-коды и срок действия карт, ЭЦП, ИИН и др., независимо от того, кем они представляются.
  • Отключите прием звонков с скрытых номеров через услуги операторов связи или приложения (скачивайте их только из Google Play и App Store, и читайте отзывы).
  • При звонках от якобы сотрудников банка или полиции и иных организаций, когда вам угрожают, пугают и заводят речь о деньгах, не вступайте в диалог и не следуйте их инструкциям.
  • Не публикуйте номер своего телефона в социальных сетях и на форумах. Лучше используйте для банковских операций номер, который не используется для переписок и звонков.
  • Всегда перезванивайте друзьям и близким, которые просят занять деньги в мессенджерах — возможно, их аккаунты взломаны.
  • Не переходите по гиперссылкам в сообщениях от незнакомцев, даже если они приходят от знакомых.
  • Регулярно обновляйте операционные системы и антивирусы на всех устройствах — от телефонов до компьютеров.
  • При покупках обращайтесь только к официальным сайтам и проверяйте их адреса через специальные сервисы.
  • Заведите виртуальную карточку для интернет-покупок, пополняя ее на небольшие суммы.
  • Не сообщайте свои конфиденциальные данные при опросах, лотереях и конкурсах.
  • Не используйте один и тот же пароль для банковских приложений, почты и интернет-магазинов — сделайте его сложным.
  • Не отправляйте важные документы через мессенджеры даже родным и близким.
  • Если вы решитесь заказать услугу "Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов", то сделайте это самостоятельно на сайте е-gov.kz и в приложении е-gov mobile.

Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете избежать лишних волнений и финансовых потерь. Если вы все же подозреваете, что могли совершить ошибку, сохраняйте спокойствие: сразу звоните в банк для блокировки карточек и счета и в полицию.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться