Для того, чтобы правильно сориентироваться и выбрать оптимальный для себя способ урегулирования конфликта, следует иметь представление, что представляет из себя каждый вид АРС.
Поэтому с данной публикации начинаем серию "Всё о медиации" по разъяснению законодательства о медиации и практики ее применения.
Что такое медиация?
Медиация в жизнь казахстанцев официально вошла в 2011 году с принятием Закона "О медиации".
Законом определено, что медиация - это "процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон".
Если выразиться проще, то медиация – это внесудебный способ урегулировать конфликт при помощи посредника – медиатора. Последний нужен для того, чтобы помочь сторонам спора услышать и понять друг друга, выразить свои часто невысказанные желания, совместить свои интересы и найти решение, которое будет выгодно обеим сторонам.
Кто такой медиатор?
Закон определяет, что медиатор – это независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной основе или общественных началах в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Медиатор может быть профессиональным, то есть лицом, прошедшим обучение по утвержденной программе, получивший сертификат, включенный в реестр организации медиаторов. Профессиональный медиатор вправе оказывать услуги на платной основе. Минимальный возраст профессионального медиатора - 25 лет.
Общественный медиатор – это избранный собранием местного сообщества гражданин, который имеет большой жизненный опыт, авторитет и безупречную репутацию. Минимальный возраст общественного медиатора – 40 лет.
Чем занимается медиатор?
Для того, чтобы отличить медиацию от арбитража, важно понять, чем занимается арбитр и медиатор соответствующей процедуры.
Арбитраж по сути ближе к суду, занимается разрешением правового спора на основании применения юридических норм. Условно говоря, арбитраж – это тот же суд, только частный и со своими особенностями назначения и избрания арбитра, извещения сторон, проведения подготовки дела и разбирательства. Арбитраж заслушивает обе стороны, исследует доказательства и правовые точки зрения сторон – как каждая сторона обосновывает свою позицию ссылками на закон. В целом, результатом арбитражного разбирательства является решение арбитража, которое по содержанию аналогично судебному решению.
Соглашение об урегулировании сора (конфликта) в порядке медиации в корне отличается от судебного решения. Главным образом, тем, что решение принимает не медиатор, а сами стороны - медиатор только помогает сторонам принять решение, которое устраивает обе стороны.
Медиатор – это не адвокат, не представитель одной из сторон, не консультант. С точки зрения услуг, которые оказывает медиатор, это специалист, владеющий коммуникативными данными, которые помогают ему в общении со сторонами спора создать атмосферу безопасности и комфорта, вызвать доверие, выяснить их интересы, облегчить общение сторон друг с другом.
Где применяется медиация?
Сфера применения достаточно широка и включает споры (конфликты), которые возникают из:
- гражданских,
- трудовых,
- семейных,
- административных правоотношений
- и иных общественных отношений.
Медиация применяется также по спорам, рассматриваемым:
- в ходе производства по делам об административных правонарушениях,
- в ходе уголовного судопроизводства по делам об уголовных проступках, преступлениях небольшой и средней тяжести, а также тяжких преступлениях;
- при исполнении исполнительного производства.
Какие ограничения установлены?
Медиация не вездесуща - есть споры, по которым она неприменима в силу специфики отношений или субъектов спора. Так, процедура медиации не применяется:
- к спорам (конфликтам), если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными
- по уголовным делам о коррупционных преступлениях и иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления.
- в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
АНК и медиация
Огромную роль в продвижении института медиации в республике занимает Ассамблея народа Казахстана как координатора и институциональной структуры, которая объединяет и поддерживает профессиональных и общественных медиаторов, оказывает им методическую помощь, проводит их обучение, а также развивает новое и актуальное направление примирения - этномедиацию.
Для этого во всех регионах республики сформированы площадки для развития медиации – кабинеты медиации при АНК области и диалоговые площадки. В такой кабинет может обратиться любой желающий пройти процедуру медиации и урегулировать спор.
Каждый квартал в первую пятницу второго месяца по всей республике проводится День открытых дверей. Профессиональные и общественные медиаторы совместно с представителями государственных органов и неправительственных организаций принимают граждан, разъясняют законодательство о медиации, дают консультации.
Чем выгодна медиация?
Медиация как альтернативный вид урегулирования спора дает сторонам спора следующие преимущества:
- у сторон появляется выбор иного пути для разрешения споров, нежели предлагают традиционные институты государственной власти – суд, прокуратура, акимат, другие госорганы;
- процедура медиации позволяет отойти от чисто правовых аспектов и выяснить – в чем заключаются интересы сторон и как их можно совместить?
- участники конфликта сами принимают решение, которое потом охотнее исполняют добровольно, не прибегая к принуждению.
Если спор закончился подписанием соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, обе стороны оказываются в выигрыше. Поэтому успешная медиация – это беспроигрышный выигрыш!
За счет чего достигается такой успех - в следующей публикации.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора