Микрофинансовый омбудсман: что нужно знать о нем заемщикам

Казахстанцы с 21 декабря т.г. смогут обращаться к микрофинансовому омбудсману для решения споров по договорам о предоставлении микрокредита.

Микрофинансовый омбудсман: что нужно знать о нем заемщикам

Подробнее о том, как он поможет защитить права клиентов микрофинансовых организаций, рассказал директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.

С 21 декабря 2024 года в Казахстане впервые вводится институт микрофинансового омбудсмана, который будет рассматривать в том числе вопросы урегулирования просроченной задолженности казахстанцев по микрокредитам, споры граждан по договорам, переданным коллекторским агентствам.

В августе Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР, Агентство) приняты Правила избрания, досрочного прекращения и осуществления деятельности микрофинансового омбудсмана, которые вступят в силу этой зимой. Правила разработаны в реализацию закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства", подписанный главой государства от 19 июня т.г.

Кто такой микрофинансовый омбудсман?

Это независимое в своей деятельности физлицо, посредник между заемщиками и организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность (МФО), который будет решать все возникающие вопросы в рамках договоров о предоставлении микрокредита. К микрофинансовому омбудсману могут обращаться только клиенты МФО – физлица, и помощь его будет бесплатной.

К примеру, заемщик не смог вовремя выплатить долг по микрокредиту, у него возникла просрочка. Он обратился в микрофинансовую организацию, где был оформлен заем, чтобы попытаться урегулировать возникшую проблему и подать на реструктуризацию, но компромисс так и не был найден. Раньше заемщику оставалось только решать вопросы через финрегулятора или судиться с МФО. Теперь с декабря он может поступить проще – обратиться к микрофинансовому омбудсману. Причем принятое омбудсманом решение будет обязательным к исполнению микрофинансовой организацией или лицом, которому уступлено право (требование) по заключенному с заемщиком договору о предоставлении микрокредита. Срок исполнения решения микрофинансового омбудсмана составляет 30 календарных дней, если по соглашению сторон не будет установлен иной срок.

Микрофинансовый омбудсман должен руководствоваться в своей деятельности такими основными принципами, как:

  • равноправие сторон;
  • беспристрастность;
  • соблюдение тайны предоставления микрокредита и иной охраняемой законом тайны;
  • соблюдение прав и уважение охраняемых законом интересов сторон;
  • прозрачность процедуры принятия и обоснованность решения.

Важно, чтобы у микрофинансового омбудсмана, помимо иных установленных законом критериев, было высшее экономическое и (или) юридическое образование; безупречная деловая репутация; стаж работы в сфере предоставления финансовых услуг и (или) регулирования финансовых услуг (не менее пяти лет). Он не вправе занимать любую из должностей в микрофинансовой организации или коллекторском агентстве, как и его близкие родственники, супруг или супруга, свойственники, которые не должны работать на руководящих позициях в АРРФР или Национальном банке Казахстана (НБК). Свойственники – это родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки супруга или супруги.

Таким образом к микрофинансовому омбудсману должно быть полное доверие со стороны обратившегося заемщика, и поэтому он не должен являться лицом, аффилированным с МФО и регуляторами. За этим будет следить Совет представителей микрофинансового омбудсмана, состоящий по одному представителю от АРРФР, НБК и ассоциаций финорганизаций, занимающихся защитой прав потребителей финансовых услуг, а также интересов организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, коллекторских агентств.

Как будет избираться микрофинансовый омбудсман?

Кто станет микрофинансовым омбудсманом в Казахстане – решать Совету представителей.

Уполномоченный посредник по закону избирается на 3 года большинством голосов членов Совета представителей. При этом голосование по вопросу избрания микрофинансового омбудсмана осуществляется тайным способом.

Информация об избрании микрофинансового омбудсмана будет размещена на сайте агентства www.gov.kz в течение 2 рабочих дней после его избрания Советом представителей с указанием даты вступления его в должность.

Какие обращения микрофинансовый омбудсман не будет рассматривать?

Микрофинансовый омбудсман не станет рассматривать обращения:

  • принятые к рассмотрению судом или по которым имеется судебный акт, вступивший в законную силу;
  • по которым заемщик не предоставит письменное доказательство его обращения в МФО лицу, которому уступлено право (требование) по кредитному договору, с целью урегулирования возникшей ситуации;
  • направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться