Согласно оценкам экспертов Moody’s уровень неработающих кредитов в банках вырастет до конца года на 5%. С учетом того, что их уровень на начало сентября составлял 8,2%, то в ближайшие месяцы он превысит отметку в 10% кредитного портфеля. Таким образом, отечественная банковская система вновь окажется в состоянии кризиса, восьмой год подряд.
Рассматривая обоснованность данных оценок можно, с одной стороны, отметить, что международные рейтинговые агентства делают свои оценки, во многом, исходя из эконометрических моделей. Однако данные модели не учитывают такие важные показатели как динамику цен на недвижимость в стране. Но недвижимость выступает ключевым залогом по кредитам банков, и именно её стоимость, во многом, определяет качество кредитных портфелей банков. И в целом, как показывает и отечественная практика – экономические и финансовые (стоимость активов) циклы зачастую не совпадают. Отсюда, оценки экспертов рейтинговых агентств выглядят несколько обобщенными. Вместе с тем, свои оценки в виде роста неработающих кредитов на 5% до конца года, аналитики Moody’s делали исходя и из анализа провизий по формально обслуживаемым кредитам. В частности, их интерес вызывало создание провизий банками на уровне 30-40% по кредитам, которые формально вполне "прилично" обслуживаются.
В то же время, реальность может быть еще печальней. Так если взглянуть на отчетность банков по МСФО за 1-е полугодие 2016 года, можно увидеть достаточно сильные разрывы между начисленными и полученными процентами банков, что отражает качество кредитного портфеля. К примеру, у крупных банков процент недополучения процентных платежей составляет от 30 до 45%.
В целом, очевидно, что отечественная банковская система вновь стоит перед необходимостью серьезной докапитализации. Речь идет о сумме порядка триллиона тенге (свыше 2% ВВП).
Рассматривая варианты решения данной проблемы можно выделить несколько крайних. С одной стороны, НБРК может настаивать на докапитализации банков со стороны акционеров. Однако, с учетом перспектив экономики в ближайшие несколько лет, акционеры видимо воздержатся от значительных вливаний в капитал банков. Отсюда велика вероятность реструктуризации банков, на которые приходится примерно половина активов сектора. Это болезненный в краткосрочном периоде, но наиболее целесообразный в долгосрочном периоде вариант. Конечно с учетом грамотной защиты как интересов депозиторов, так и от угрозы скупки стратегических активов иностранными квазигосударственными структурами.
Вторым вариантом, исходя из анализа акционеров банков и их лоббистских возможностей, выступает активное подключение государства в части очередной "помощи" в докапитализации банков. Но государство "повязано" раздутым квазигосударственным сектором (национальными холдингами), помощь которым только за последний год составила пару триллионов тенге за счет средств Нацфонда, НБ РК и др.
Кроме того, "Экспо 2017" входит в свою завершающую фазу, что также будет оказывать значительное давление на госбюджет.
Видимо в этих условиях Нацбанк "попросят" не сильно вглядываться в состояние банков, а им продолжат оказывать поддержку через долговые инструменты за счет Пенсионного и Национального фондов и т.д. Все больше "закупоривая" проблему, и увеличивая цену ее разрешения для отечественной финансовой системы и экономики в целом. Примерно, как в 2009 году. Что в этом плохого? Отставание страны. Можно привести ставший уже классическим пример разрешения банковских кризисов в конце 1990-х годов в Японии и Южной Кореи. Япония, как и мы, не стала активно преодолевать банковский кризис, предпочтя постепенно "переварить" данную проблему. В свою очередь Южная Корея, предприняла активные и болезненные шаги по ее преодолению. В итоге, показатель ВВП по ППС (паритету покупательской способности) на душу населения Японии к соответствующему уровню США со своего пикового значения в 1991 г. упал к 2004 г. более чем на четверть. В Южной Корее, данный показатель после небольшого сокращения в 1997-1998 гг., начал расти и практически достиг докризисного уровня. И в целом, сейчас все больше технологическое лидерство переходит от японских к южнокорейским корпорациям.
Но у нас, как в Японии, исходя из того, что банковский кризис длится уже 8 лет (и перспективы его преодоления неясны), есть свое собственное "потерянное десятилетие".
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора