Мошенники атакуют казахстанцев от имени операторов связи и единого контакт-центра госорганов

В последние дни участились звонки казахстанцам якобы от имени мобильных операторов для продления действия сим-карты. Такую "услугу" оказывают посредством единого контакт-центра 1414, которому мы все привыкли уже доверять.

Мошенники атакуют казахстанцев от имени операторов связи и единого контакт-центра госорганов

Схема мошенничества выглядит следующим образом. Мошенники сообщают гражданам об истечении срока сим-карты мобильного телефона и необходимости продлить соответствующий договор. Лже-оператор предлагает продлить срок действия телефонной карты, иначе номер мобильного будет заблокирован в 00:00 часов. Напуганный абонент соглашается и ему быстро начинают диктовать порядок действий.

Первым действием "оператор" просит продиктовать так называемый "код талончика", который приходит смс-сообщением, внимание, с номера 1414, единого контакт-центра egov.kz. Мошенники неслучайно выбрали этот номер, так как казахстанцы давно доверяют ему.

Доверчивые граждане диктуют номер кода, пришедший смс-сообщением, и "оператор" дальше начинает раскручивать свою "жертву". Например, в системе он увидел попытку оформления кредита и сейчас определит, в каком банке и на какую сумму пытаются оформить кредит на абонента. И главное, они убеждают "жертву", что отправят запросы в банки для исключения возможности оформления незаконных кредитов. Абонент благодарит за помощь, а мошенники в свою очередь просят разрешения перезвонить, как все выяснится. Когда абонент соглашается, просят не отключать телефон, отвечать на звонки и строго следовать их указаниям.  

Далее абоненту начинают поступать "звонки из банка" с вопросом, была ли заявка на оформление кредита от вашего имени. На тот случай, если клиент заподозрит что-то неладное, ему направят фиктивную выписку из банка якобы на официальном бланке с печатью, подписью и с подтверждающим соответствующим текстом о совершении несанкционированного оформления кредита. Жертва верит и строго следует их указаниям.

Дополнительно мошенники применяют психологическое воздействие: жертве запрещают звонить родным и близким, аргументируя тем, что информация строго конфиденциальна и даже задействованы силовые органы, которые в случае разглашения разговоров могут привлечь вас как соучастников, будет заведено уголовное дело. 

На подобные переговоры у жертвы и мошенников уходит от 2 до 5 часов. Все это время человек находится под давлением испытывая страх и беспокойство. В этот период мошенники оформляют кредиты и все общение прекращается. Некоторые люди постепенно соображают, что произошло что-то неправильное и начинают предпринимать действия. Некоторые лишь по истечении времени – от нескольких дней до месяца – узнают, что на них оформлены займы, и то после того, как выявится просрочка по платежам так называемых кредитов.

ВНИМАНИЕ: Не следует сообщать данные своих личных кабинетов, банковских карт лжесотрудникам банка. Сотрудники банка никогда не спрашивают конфиденциальную информацию: ПИН-код, CVV-код, пароли из SMS и от личных кабинетов.

Также не переходите по ссылкам, указанным в SMS, не устанавливайте на телефон и компьютер незнакомые вам программы. Не переводите деньги на счета незнакомых людей и организаций.

Что делать, если мошенники оформили на вас кредит? 

  • Прежде всего, необходимо написать заявление в правоохранительные органы. В заявлении четко и детально описать произошедшее.  Заявление должно быть зарегистрировано. Снимите копию заявления с регистрационным номером и с датой принятия заявления.
  • Обратитесь в Государственное кредитное бюро и/или в Первое кредитное бюро для получения персонального кредитного отчета. Получить кредитный отчет можно онлайн на сайте электронного правительства.
  • После того, как вы выяснили в какой кредитной организации на вас оформили незаконный кредит, напишите заявление, указав, что договор не был вами подписан и денег вы не получали. Также, как и в случае с заявлением в правоохранительные органы, снимите копию заявления с регистрационным номером и с датой его принятия.
  • Потребуйте у данной организации копии документов, на основании которых выдан кредит: договор, приложения к нему и копии удостоверяющих документов, реквизиты счета, на который получены и переведены деньги. Выясните данные сотрудника кредитной организации, который оформил кредит.  Потребуйте от кредитора проведения служебного расследования и прекращения требования долга. В случае отказа кредитной организации в предоставлении документов, вы можете подать жалобу в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Если кредит был оформлен в кредитоматах, то в них установлены видеокамеры, записи с которых также помогут идентифицировать получателя.

Если это онлайн-займ, то полиция сможет по IP установить злоумышленников.

В случае если кредитная организация не найдет доказательств того, что деньги по вашему удостоверению получили мошенники, необходимо подать иск в суд по месту жительства о признании сделки недействительной.

В случае вынесения судом решения в вашу пользу, кредитная организация должна:

  • прекратить требовать с вас оплату долга;
  • списать задолженность;
  • направить в кредитное бюро письмо об исключении информации по чужому займу из вашей кредитной истории.

Установите добровольный отказ от получения кредитов. Напомню, что с 1 сентября 2024 года заемщик будет освобожден от погашения кредита, выданного кредитной организацией при наличии добровольного отказа на оформление кредита.

Изображение Mimzy с сайта Pixabay

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться