На VI Форуме по защите бизнеса обсудили реализацию поручений главы государства по решению проблемных вопросов предпринимателей и наметили план совместных действий с Генеральной прокуратурой по их решению.
Поступающие к нам обращения показывают, что сохраняется репрессивный характер контролирующих органов. Традиционно при оценке вовлечения бизнеса в уголовный процесс анализ проводится по 34 составам УК, которые изложены в 8-й главе.
Именно на них делается упор, и, соответственно, есть положительные результаты. В частности, с 2015 по 2020 год в 6 раз сократилась регистрация уголовных дел в сфере экономики.
Вместе с тем, в УК есть еще 84 статьи, которые не в меньшей степени задевают предпринимателей. В итоге у нас 118 статей по бизнесу. К ним можно отнести, например, "злоупотребление полномочиями" в коммерческих организациях (ст. 250), "недоброкачественное строительство" (ст. 278), "присвоение чужого имущества" (ст. 189) и другие.
По этим 118 статьям идет тенденция ежегодного роста уголовных дел и осужденных лиц.
Так, в 2020 году зафиксировано 51,3 тыс. преступлений и 3,9 тыс. осужденных лиц.
В 2021 году стало 58,5 тыс. преступлений и 5,1 тыс. осужденных лиц. Рост составил 14% и 30% соответственно. Эти цифры не могут не вызывать беспокойства, так как свидетельствуют об усилении давления на бизнес со стороны органов уголовного преследования.
Как отметил генпрокурор, будет выстроена комплексная прокурорская защита бизнеса, начиная от пресечения незаконного вовлечения в уголовную орбиту и до сокращения административных барьеров. Такой подход со стороны прокуратуры не может не порадовать бизнес-сообщество.
Мы благодарны Генеральной прокуратуре, что она взяла под пристальный контроль досудебное расследование и выпустила соответствующее указание. Это очень хорошее начало.
Предлагаем сделать еще шаг вперед и на уровне УПК и приказа Генпрокуратуры по ЕРДР закрепить и развить защитные механизмы, заложенные в указании. В этой связи, можно создать рабочую группу для выработки соответствующих поправок. Со своей стороны, мы готовы внести конкретные предложения.
Поездки в регионы также показывают, что бизнес сталкивается с широким спектром проблем, в основном связанных с акиматами. Это вопросы субсидирования, строительства, неэффективная работа предоставлению сельхозземель, задолженности коммунальных предприятий и другие.
К примеру, в Павлодарской области ревизионная комиссия акимата потребовала от одной компании (ТОО "Greenhouse-Qaztomat") возврата субсидии в размере более 2,4 млрд тенге, несмотря, на то, что работа была выполнена, тепличный комплекс построен и функционирует.
С причинами таких нелогичных действий акимата, конечно, можно поспорить. Но формализм чиновников губит реальное дело. Считаем необходимым подобные некорректные действия акиматов также взять под пристальный контроль органов прокуратуры
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора