1 июля 2024 года был принят Закон Республики Казахстан "О государственных закупках", который введен в действие с 1 января 2025 года (далее - Закон). Приказом министра финансов Республики Казахстан от 9 октября 2024 года № 687 утверждены Правила осуществления государственных закупок (далее - Правила).
Данные Закон и Правила - это основные нормативные правовые акты в сфере госзакупок, которые закрепляют основные тренды совершенствования законодательства о госзакупках:
- дальнейшая централизация процесса госзакупок;
- цифровизация и автоматизация процесса госзакупок;
- поддержка отечественного производителя;
- синхронизация правового регулирования госзакупок и иных закупок в квазигосударственном секторе;
- совершенствование порядка урегулирования споров между участниками госзакупок;
- совершенствование порядка рассмотрения споров судами.
Каждый из указанных аспектов содержит свои минусы и плюсы, которые выявляются на практике в процессе применения обновленного законодательства о госзакупках.
Продемонстрируем это на примере одного судебного дела участника госзакупок.
Фабула дела
ТОО имеет лицензию 1-ой категории на строительно-монтажные работы, до февраля 2025 года участвовало в гозакупках и исполняло договоры госзакупок.
В 2025 году при выгрузке налоговой формы 100.00 за 2022 и 2023 годы в Информационной системе "Система обработки налоговой отчетности налогоплательщика" произошёл технический сбой - приложение 100.07 (сведения о компонентах годовой финансовой отчетности) отправлено с нулевыми значениями: сумма основных средств указана "0" тенге.
Допущенные ошибки в налоговой отчетности препятствовали ТОО в 2025 году участвовать в госзакупках.
В мае 2025 года ТОО сдало дополнительные декларации за 2022, 2023 годы, отразив основные средства в сумме более 170 млн. тенге. Однако показатели финансовой устойчивости на портале государственных закупок не были обновлены.
Комитет государственных доходов (далее – комитет) отказался обновить сведения на веб-портале госзакупок, так как сведения органов государственных доходов обновляются на веб-портале один раз в течение календарного года, а дополнительные формы налоговой отчетности декларации были представлены в мае уже после обновления сведений на веб-портале госзакупок и, соответственно, не учтены при расчете показателя финансовой устойчивости.
ТОО предъявило иск к управлению государственных доходов города (далее - управление), комитету и министерству финансов Республики Казахстан (далее – министерство).
Что говорит Закон
Финансовая устойчивость – это одно из квалификационных требований, предъявляемых к потенциальному поставщику (статья 11 Закона). Она определяется веб-порталом автоматически на основании сведений по:
- доходам,
- уплаченным налогам,
- основным средствам,
- фонду оплаты труда (пункт 56 Правил).
Потенциальный поставщик признается финансово устойчивым, если он соответствует совокупности условий, одно из которых:
стоимость основных средств потенциального поставщика
за три года, предшествующих предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов,
составляет не менее одной пятнадцатой части суммы, выделенной для осуществления государственной закупки,
но не более четырестатысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год (пункт 57 Правил).
Как видим, нулевое значение основных средств сразу превратило ТОО в финансово неустойчивую организацию с соответствующим не допуском ТОО к участию в госзакупках.
Суд установил
Помимо указанных бесспорных обстоятельств суд также установил, что указанные на веб-портале сведения о том, что стоимость основных средств ТОО за 2021, 2022, 2023 годы составляет "0" тенге, не соответствует действительности.
ТОО доказало, что за ним зарегистрировано недвижимое имущество и сельскохозяйственная техника . что подтверждается Справкой об отсутствии (наличии) недвижимого имущества справкой Управления сельского хозяйства акимата области.
Выводы суда
Суд указал, что статьей 8 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан регламентирован принцип справедливости, согласно которому при рассмотрении административного дела административный орган, должностное лицо и суд обязаны, сохраняя
объективность и беспристрастность, обеспечить каждому из участников административного дела равные возможности и условия для реализации их прав на всестороннее и полное исследование обстоятельств административного дела. Если законом или соглашением сторон спора предусматривается разрешение соответствующих вопросов судом, суд обязан разрешать эти вопросы исходя из критериев справедливости и разумности
Суд применил статью 11 АППК, согласно которой административный орган, должностное лицо обязаны осуществлять административное усмотрение в пределах,
установленных законодательством Республики Казахстан.
По мнению суда, принятие административного акта и (или) совершение административного действия (бездействия) при осуществлении административного усмотрения должны
соответствовать цели данного полномочия.
Позицию ответчика о правомерности их действий в отношении истца суд считает не соответствующей критериям разумности и справедливости, а также лишает права истца на участие в государственных закупках, получать доход, а значит осуществлять предпринимательскую деятельность.
Исходя их установленных обстоятельств, суд сделал вывод о том, что есть возможность внести корректировки в сведения веб-портала о финансовой устойчивости. Согласно подпункту 1) пункта 68 Правил:
"В случаях выявления органами государственных доходов фактов снижения, а также искажения и (или) не отражения показателей финансовой устойчивости, влекущие их завышение, в том числе путем представления потенциальными поставщиками дополнительных форм налоговых отчетностей и (или) отзыва налоговых деклараций, уполномоченный орган корректирует на веб-портале сведения по таким потенциальным поставщикам согласно фактическим данным органов государственных доходов, за исключением случаев их завышения".
Следовательно, у Комитета и министерства финансов имелись основания для обновления показателей финансовой устойчивости на веб-портале государственных закупок по обращению истца.
Суд решил
Суд частично удовлетворил административный иск ТОО, решив:
- понудить комитет передать в министерство дополнительные сведения по финансовой устойчивости ТОО за 2022, 2023 годы в части обновления данных о стоимости основных средств;
- понудить министерство внести дополнительные сведения на веб-портал
- государственных закупок по финансовой устойчивости ТОО за 2022, 2023 годы в части обновления данных о стоимости основных средств путем их направления в акционерное общество "Центр электронных финансов";
- отказать ТОО в иске к управлению госдоходов о понуждении обратиться в Комитет
- для обновления данных о стоимости основных средств;
- решение суда обратить к немедленному исполнению.
Что решила апелляционная инстанция?
Апелляционная инстанция оставила данное решение суда без изменения. То есть решение суда благодаря новеллам в АППК 2024-2025 г.г. вступило в законную силу в день оглашения апелляционного постановления.
Более того, мотивируя принятое решение, апелляционная инстанция указала, что из представленных договоров о государственных закупках следует, что ТОО, имея высокие показатели финансовой устойчивости, в период с 2022 по февраль 2025 года, неоднократно признавалось
победителем по государственным закупкам. То есть, ТОО в период с 2022
года по февраль 2025 года соответствовал квалификационным требованиям,
поскольку имел высокие показатели финансовой устойчивости. По февраль 2025 года на веб – портале имелись сведения об основных средствах истца.
Госорганы не смогли в суде апелляционной инстанции согласно части 2 статьи 129 АППК обосновать причину возникших расхождений, а также законность отказа истцу внести корректировки данных о стоимости основных средств.
Суд правильно согласно пункту 68 Правил определил, что полномочиями по корректировке на веб-портале сведений показателей финансовой устойчивости обладает уполномоченный орган - Министерство финансов, а сведения о показателях финансовой устойчивости предоставляются Комитетом. Поэтому Управление госдоходов не может являться ответчиком по делу, поскольку сведения о показателях финансовой устойчивости предоставляются Комитетом государственных доходов в министерство финансов.
Для сведения
В качестве полезной информации из объяснений участников процесса можно почерпнуть следующие интересные сведения.
Участвовавшее в деле заинтересованным лицом Акционерное общество "Центр электронных финансов" объяснило, что осуществляет сопровождение информационной системы "Централизованные унифицированные лицевые счета" (далее - ИС). АО ЦЭФ вправе вносить изменения и дополнения в ИС только по требованию заказчика и в рамках работ по модификации системы и не имеет полномочий вносить изменения в сведения и данные, предоставленные и направленные налогоплательщиком по налоговой отчетности, по уплаченным суммам, а также данные, полученные от уполномоченных государственных органов.
АО ЦЭФ, являясь единым оператором в сфере электронных государственных закупок, осуществляет техническое сопровождение и администрирование автоматизированной интегрированной информационной системы "Электронные государственные закупки", владельцем которой является Министерство финансов Республики Казахстан – Администратор.
Сведения органов государственных доходов для определения финансовой устойчивости потенциальных поставщиков на веб-портале обновляются АО ЦЭФ на основании официальных
писем КГД, направленных Администратором.
Эти объяснения немного раскрывают "внутреннюю кухню" ведения веб-портала госзакупок.
Подведем итоги
Суд защитил права предпринимателя – на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции ответчики исполнили решение суда в полном объеме.
Суды также отметили, что со стороны истца нарушений налоговой дисциплины не усматривается.
Это свидетельствует о том, что в Казахстане формируется правильная судебная практика и добросовестные участники госзакупок могут надеяться на восстановление законности и справедливости.
Читайте по теме:
Госзакупки по-новому: как будут считать НДС в 2026 году
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора