Почему нельзя верить всему, что видишь в Интернете?

Мы живём в эпоху, когда доступ к информации осуществляется в считанные секунды. Однако вместе с этим возрастают риски столкнуться с недостоверными сведениями, фейковыми новостями и так называемыми хайп-схемами. О том, почему важно критически относиться к информации в Интернете и какие меры необходимо предпринимать для обеспечения собственной информационной безопасности, рассказал Александр Терентьев, директор Департамента социальных проектов и повышения финансовой грамотности Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. 

Почему нельзя верить всему, что видишь в Интернете?

Фейки и хайп-схемы — что это такое?

Казалось бы, сегодня большинство людей понимают, что такое фейки и почему им нельзя доверять. Однако министерства и другие государственные органы ежемесячно вынуждены опровергать новую недостоверную информацию, в которую верят тысячи граждан. Некоторые из них не только теряют доверие, но и несут реальные финансовые убытки.

Недавно в социальных сетях и мессенджерах появилась информация о том, что казахстанцам, родившимся в период с 1949 по 2010 год, якобы полагаются выплаты в размере 70 000 тенге. Для получения средств предлагалось перейти по ссылке, которая, как оказалось, была вредоносной. На самом деле никаких подобных выплат не существует. Через фальшивую ссылку мошенники пытались получить личные данные граждан. Напомним: официальная информация о социальных пособиях, выплатах и льготах распространяется только посредством СМС-сообщений с короткого номера 1414.

Другой случай касается рекламы в социальной сети Facebook, где якобы от лица известного магазина "Золотое яблоко" предлагались бесплатные бьюти-боксы за прохождение опроса. В ролике женщина уверяла, что раскрыла "секрет", позволяющий бесплатно получить продукцию. Однако в самом магазине опровергли существование подобной акции. Более того, таких наборов даже не было в продаже. Сайты, на которые вела ссылка, собирали персональные данные и в итоге использовались для хищения средств с банковских карт. Мошенники также проводили фиктивные "опросы", по итогам которых запрашивали номер карты для "получения приза". Разумеется, никаких призов не существовало, а люди теряли деньги.

Помимо фейков, активно распространяются и так называемые хайп-схемы. Их цель — привлечь внимание к контенту любыми способами:

Кликбейтные заголовки. Например: "Вы не поверите, сколько денег можете получить от государства!".

Искаженные трагедии или сенсации. Так, блогер Daricorn без согласия родителей сняла ребёнка на видео, а затем смонтировала материал таким образом, что исказила его слова. В результате школьника подвергли травле в Интернете и в школе, пока в ситуацию не вмешались уполномоченная по правам детей Динара Закиева и госорганы.

Фальсификация событий ради роста подписчиков или продаж. Нередко блогеры придумывают истории о разводах, банкротствах или болезнях, чтобы вызвать сочувствие и выманить деньги у подписчиков либо продать им "курсы поддержки".

Финансовые хайп-схемы: самые опасные

Особую угрозу представляют финансовые хайп-схемы. По сути, это хорошо знакомые финансовые пирамиды, замаскированные под "инвестиции", "клубы успешных людей" или "выгодные покупки". Примеры последних лет:

• Финансовая пирамида Finiko. Обещала вкладчикам доходность 20–30% в месяц, но в результате тысячи людей потеряли десятки миллионов тенге.

• Лже-экопроекты. Мошенники предлагали вложиться в солнечные электростанции и обещали доходность до 3000% годовых. В итоге граждане потеряли около 300 миллионов тенге.

• "Клуб миллионеров" в Кокшетау. Организаторы обещали раскрыть "секреты успеха" за вступительный взнос в 100 000 тенге. В результате около 3000 человек потеряли 600 миллионов тенге и не получили никаких знаний.

• Sincere Systems Group. Маскировалась под "международную инвестиционную компанию", якобы работающую с проектами по выращиванию медицинского каннабиса и другими инновациями. Для убедительности был создан сайт с личными кабинетами пользователей, где вкладчики пополняли счета внутренними токенами SWP и SWCT. На деле средства присваивались организаторами, ущерб составил более 52 млн тенге.

Почему мы верим фейкам и хайп-схемам?

Любое мошенничество всегда работает на наших эмоциях: мы быстрее верим в то, что вызывает сильные эмоции — страх, гнев, удивление, сочувствие. И аферисты умело давят на наши эмоции.

Современные люди также страдают от информационного потока: социальные сети, телеканалы, новостные сайты дают столько данных, что их просто невозможно проверить. Поэтому чаще люди доверяют первому, что увидят, и что срезонирует с их опытом.

Не отстают и алгоритмы соцсетей — они работают таким образом, чтобы давать нам не факты, а то, что вызовет быструю реакцию — скандалы и провокации.

Как распознать фейк и хайп-платформу

1. Увидев новость или объявление, сразу проверьте источник — надежное ли это медиа, какая у него репутация, кто входит в редакцию, какими публикациями они делятся — скандальными или аналитическими;

2. Проверьте, есть ли подтверждение от госорганов — в эпоху соцсетей они очень быстро реагируют на все, особенно, если это фейк;

3. Сравните, как одну и ту же информацию преподносят в разных СМИ и источниках — уделили ли время новости или объявлению в уважаемых изданиях, телеграм-каналах и так далее;

4. Обращайте внимание на пунктуацию и грамматику — обилие восклицательных знаков, капслока, эмоций, а также элементарных ошибок говорят о том, что перед вами, скорее всего, фейк;

5. Обязательно подпишитесь на аккаунты изданий StopFake и FactCheck.kz — они регулярно разбирают популярные фейки и хайп-схемы.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться