Почему старшеклассникам нужна профориентация?

Я заканчивала школу еще в советское время. Тогда профориентация охватывала почти 100% всех учащихся общеобразовательных и специальных школ.   

Почему старшеклассникам нужна профориентация?

Учебно-производственные комбинаты, или УПК, обязаны были посещать один раз в неделю все ученики старших классов. На выбор предлагались несложные в освоении профессии. По окончании УПК выдавался сертификат государственного образца о профессиональной квалификации. С этим квалификационным удостоверением можно было легко найти работу даже без средне-специального (сейчас это колледж в системе ТИПО Казахстана) или высшего образования.

За 31 год вся система образования в Казахстане прошла через множество реформ и изменений. И пока я не открыла в 2007 году свой благотворительный фонд, в тему профориентации особо не погружалась.   

В 2010 году в мой фонд AYALA начали приходить спонсоры с запросом на проекты для подростков в детских домах и в школах-интернатах для детей из малообеспеченных и многодетных семей. Мы провели много встреч с руководителями этих учреждений, чтобы понять, как лучше всего помочь. В результате появился проект, который через пару лет нам захотелось… закрыть, несмотря на его масштаб.

За 7 лет в десятках детских домов и школ-интернатов появились комнаты социально-бытового ориентирования и небольшие швейные, столярные, парикмахерские мастерские. Задачи были очень практичные: дать детям из социальных учреждений обычные бытовые и жизненные навыки – какая посуда и кухонные принадлежности бывают, как на них готовить кушать, как накрывать на стол, как пользоваться микроволновкой, духовкой, тостером, холодильником. Как мыть за собой посуду и наводить порядок. В мастерские для девочек ставили современные швейные машины, оверлоки, открывали столярные мастерские для мальчиков, оборудовали настоящие парикмахерские с мойками, фенами, расходными материалами. Думали, как хорошо: дети будут всем пользоваться, учиться, развиваться. Но реальность откровенно разочаровала. Спустя пару лет от кухонных и парикмахерских принадлежностей не осталось и следа, только в 2 или 3 учреждениях осталось немного посуды и встроенная техника. Мастерские в большинстве стояли закрытыми, потому что в штате не было преподавателей. Иногда даже с педагогами они простаивали, потому что оборудование берегли для показа высоким комиссиям.

Возник вопрос: что делать с проектом - закрывать как неэффективный или попробовать новый подход? Мы решили сделать работу над ошибками, переработать подход и стартовали с "Профориентацией".

Что изменили:

  • Ушли от формата обучения принципам "домоводства". Сделали основной упор именно на получение навыков в профессии.
  • Ввели тщательный выбор учреждения – партнером становится только то учреждение, где руководство гарантирует контроль на всех этапах реализации проекта: сохранность оборудования, наличие штатного преподавателя, постоянное минимум 2-3 раза в неделю обучение детей.
  • Обеспечили доступность мастерских для волонтеров – руководство учреждения открыто к контакту с инициативными волонтерскими группами, которые проводят дополнительные мастер-классы для детей.
  • Установили мониторинг эффективности – ежеквартально фонд AYALA запрашивает информацию о количестве занятий с детьми с подтверждением в видео и фото.
  • Результаты оцениваем по трудоустройству – количество детей, которые после обучения в мастерских были приняты на работу. 

Когда в 2020 году пришли первые результаты по обновленном проекту, мы поняли, что хоть и не масштабно, а очень точечно, сделали правильные и крутые вещи с профориентацией подростков.

После 2,5 лет обучения в нашей мастерской и у волонтеров выпускники школы-интерната №15 для детей из многодетных и малообеспеченных семей Алматинской области пошли работать в парикмахерские. Один после стажировки в барбер-салоне в Алматы получил там место и в 2023 году сам стал настоящим мастером, у которого уже есть свои ученики. В сентябре двое выпускников профориентационных мастерских придут в эту школу-интернат сами как волонтеры учить подростков азам парикмахерского дела. И это, на мой взгляд, самая лучшая мотивация, чтобы начать получать профессию еще в школе.       

В Караганде в Детском доме для детей с особыми возможностями развития кулинарная мастерская с момента открытия в ноябре 2021 года ни дня не простаивает. Мастер-классы на ее базе проводили волонтеры кондитерской "Элита вкуса", сети кофеен "Hani", пиццерии DoDo Pizza. Увидев заинтересованных и готовых учиться детей, эти организации пригласили воспитанников детского дома пройти обучение на их предприятиях. Подростки получили сертификаты за пройденные курсы. Для них это прекрасная возможность в дальнейшем найти себе работу в этой сфере. Скажу больше: возможности уже становятся реальностью. После обучения курсу барист волонтерами кафе "Hani" руководство этой сети приняли на работу трех воспитанников этого детского дома. На ребятах одеты желтые фирменные худи с лого Hani, чтобы посетители кафе видели и узнавали их сразу.
По словам педагогов, дети с особыми возможностями в наших профориентационных мастерских учатся не только получать прикладные навыки, они помогают им становиться открытыми, чувствовать себя уверенно и свободно общаться.

Опыт фонда AYALA в профориентации принял во внимание МОН РК, с которым в 2021 году мы даже подписали меморандум о координации усилий в профориентации детей из школ-интернатов и детских домов. Правда, пока особых изменений в системе профориентации я не вижу. Министерство было реформировано, и сейчас решает более приоритетные задачи.

Когда я писала этот блог, нашла любопытную информацию. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. зафиксирован факт, что система профориентационной работы в образовании утрачена. Из чего вполне логично следуют все существующие сегодня проблемы рынка труда – это и недостаток квалифицированной рабочей силы, и переизбыток в подготовке специалистов одних направлений в ущерб другим и ряд других очевидных всем сложностей.

На мой взгляд, для запуска системной работы в профориентации воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей из многодетных и малообеспеченных семей можно сделать следующее:

  1. Разработать систему прогнозирования востребованных в Казахстане прикладных профессий на 5 лет, с учетом экономической специфики каждого региона. Выстраивать системную профориентацию подростков из социальных и общеобразовательных учебных учреждений с учетом данных такого прогноза.
  2. Разработать и внедрить тесты, которые будут помогать подросткам и их родителям с определением профессионального будущего с учетом интеллектуальных, психоэмоциональных склонностей и способностей старшеклассников.
  3. Создать центры профориентации на базе ТИПО или ВУЗов для координации работы по профориентации школьников. Подключить к этой работе международные компании, которые уже сейчас самостоятельно в рамках своей социальной ответственности помогают получить подросткам основы профессии.

Великолепный пример – образовательные программы SAMSUNG в Казахстане. Сотни старшеклассников, бесплатно обученных на уровне junior разработчиков в Samsung Innovation Campus за 7 лет. Десятки подростковых команд со всего Казахстана, которые разрабатывают STEM-проекты на благо будущего нашей страны в проекте Solve for Tomorrow. Аналогичные программы есть и у компании "Шеврон". Уверена, многие международные компании с радостью поделятся с министерством просвещения и своим профориентационным опытом, и видением по поводу востребованных в Казахстане профессий будущего, и лучшими практиками по профориентации подростков в странах, где они ведут свой бизнес.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться