"Переведите деньги на безопасный счет"
Итак, представим ситуацию: пенсионеру позвонили злоумышленники и представились банковскими сотрудниками, сообщили, что якобы кто-то пытается снять деньги с его счета. Поэтому нужно как можно быстрее перевести средства на некий безопасный счет, который открыл банк. Далее пенсионера дотошно инструктируют, как сделать перевод, предлагают скачать некое приложение по ссылке, присланной в WhatsApp или по SMS. Если пенсионер выполнит указания звонящего, то лишится всех своих накоплений.
Как правильно поступить: Мошенники отлично разбираются в человеческой психологии и знают, на какие болевые точки давить. Многие из них мы рассмотрим в этом материале. Лжеконсультанты не жалеют слов на запугивание пенсионеров, красочно рисуя масштабы неминуемо ожидающей их "катастрофы", если они им не доверятся. Здесь самое главное – прервать разговор. И далее – позвонить в свой банк и уточнить ситуацию. Найти номер банка легко: он есть на оборотной стороне карточки и в мобильном банковском приложении, также можно попросить помощи у родственников.
Очень важно: не верьте тем "сотрудникам банка", которые запрашивают информацию о вашей карте, ее полные реквизиты, секретные три цифры на обороте; не переводите деньги; не устанавливайте сомнительные приложения; не переходите ни по каким ссылкам. Запомните: банковские сотрудники НИКОГДА не будут просить у вас по телефону персональные данные, в том числе коды подтверждения, ПИН-коды. Эта информация предназначена только для вас и точно не для третьих лиц.
"Срочно установите наше новое приложение"
Иногда от пенсионеров даже не требуют никакой информации – все это за мошенников сделает вредоносное программное обеспечение. Итак, пенсионеру звонят злоумышленники и говорят, что якобы служба безопасности банка переходит на новый сверхбезопасный режим работы, и поэтому нужно установить некое приложение. Ссылку присылают по SMS или в мессенджер, пенсионер переходит, устанавливает приложение, а дальше с его счета начинают уходить деньги, так как мошенники получили полный доступ к, скажем так, "аккаунту" своей жертвы.
Как правильно поступить: все приложения обязательно должны проходить специальную проверку, и поэтому банки советуют скачивать приложения только через Google Play или App Store, там, где есть хорошие отзывы и оценки. К тому же, сотрудники банков не просят перевести беседу в мессенджеры и никогда не будут присылать ссылки на скачивание приложения. Да, есть чат-боты банков в мессенджерах, а при оформлении крупных займов определенный менеджер может консультировать по переписке, но такие разговоры носят только ознакомительный и уточняющий характер, не предполагают финансовых операций.
"Нужно установить коммунальный счетчик или сделать перерасчет пенсии"
К пожилым гражданам могут позвонить мошенники, которые представляются сотрудниками коммунальных служб или Единого накопительного пенсионного фонда. Так, они предлагают бесплатную плановую замену счетчика электроэнергии или воды без очередей, и для этого просят сообщить код, который приходит на мобильный телефон пенсионера. Также мошенники под видом представителей ЕНПФ звонят и сообщают о том, что к пенсии по закону положена надбавка. Они просят подтвердить данные для перерасчета пенсии: полные реквизиты карты, код из SMS.
Это довольно распространенные схемы, и многие пенсионеры, к сожалению, верят звонящим и не задумываются о последствиях, когда предоставляют преступникам персональные сведения.
Как правильно поступить: нужно завершить разговор и не сообщать конфиденциальную информацию посторонним лицам. Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
"Ваш ребенок попал ДТП"
Еще одна распространенная мошенническая схема, когда злоумышленники в разговоре оперируют информацией о близких – детях, внуках, знакомых. Мошенники – прекрасные психологи и пользуются этим в корыстных целях.
Итак, мошенники звонят пенсионеру, часто в ночное время, и говорят: "Ваш ребенок/внук стал виновником ДТП, чтобы его не посадили, нужно срочно перечислить такую-то сумму". И их слова настолько убедительны, что многие пожилые граждане готовы сделать все возможное, чтобы спасти своих родственников. Преступники просят деньги перевести на счета дропперов, то есть подставных лиц, либо отправляют "курьеров", если речь идет о наличных.
Как правильно поступить: самый очевидный и верный вариант – сразу позвонить родственнику и расспросить о ситуации. Даже если на часах будет за полночь.
Согласны, когда человек получает такого рода новость, что в беду попал близкий, то тяжело сосредоточиться и мыслить рационально. Но все-таки лучше не торопиться с выводами и не идти на поводу у эмоций. С учетом того, что схема с ДТП настолько популярная, младшие родственники должны обязательно провести инструктаж и объяснить представителям старшего поколения, что не нужно доверять каждому звонку и необходимо всегда перепроверять информацию.
"Вам звонят из КНБ, мы ловим опасного преступника"
Часто на людей преклонного возраста безотказно действует давление, чей-то авторитет. В большинстве своем они привыкли доверять правоохранительным органам и прочим официальным лицам. Поэтому, если им позвонит человек якобы из КНБ, то большая вероятность, что ему поверят и откликнутся на просьбу помочь в поиске опасного преступника. А для этого попросят всего лишь передать деньги или сообщить конфиденциальные данные, клятвенно пообещав все вернуть после. Конечно, пенсионер может засомневаться, тогда мошенники начнут угрожать уголовной ответственностью за препятствование "государственной спецоперации".
Как правильно поступить: завершите разговор и перезвоните в полицию или КНБ. Не лишним будет, если время беседы с лжеполицейским записывать все те данные, что он о себе сообщает – эти сведения могут помочь правоохранителям.
"Вам пришел ошибочный перевод"
С учетом сверхпопулярности и удобства мобильных переводов мошенники быстро поняли, как легко и быстро обманывать пенсионеров. Им на счет приходит определенная сумма, а следом поступает звонок с неизвестного номера и некий человек сообщает, что перевел деньги по ошибке. Он просит сделать обратный перевод, всячески давя на жалость, например, говоря, что это были его последние деньги, а он потерял работу, у него больной ребенок и так далее. Но на самом деле никакого ребенка нет, пенсионера просто отвлекают от реальной проблемы. Скорее всего, аферисты указали его счет для оплаты за несуществующий товар на каком-либо маркетплейсе. И если пенсионер сделает перевод, то деньги получат мошенники, а сам он в будущем станет первым подозреваемым для полиции, ведь обманутый заказчик остался и без денег, и без товара.
Как правильно поступить: никогда не переводите деньги обратно. Нужно обратиться в банк и рассказать о переводе, попросить проверить все данные. Также обязательно следует сообщить о произошедшем в полицию, чтобы снять с себя все подозрения.
Как ведут себя мошенники
Злоумышленники могут прикрываться разными людьми и сотрудниками многочисленных организаций, они придумывают разные инфоповоды, но у них есть общие черты, по которым можно распознать мошенников.
Они:
- запугивают кражей денег со счета;
- просят назвать коды из SMS;
- просят сменить пароль в банковском приложении под их контролем и использовать новый пароль, который они продиктуют или скинут через мессенджер;
- просят перевести деньги на чужую карту;
- настаивают на том, что звонить в банк не надо – линию якобы заняли мошенники, и служба безопасности занята "чисткой";
- ссылаются на срочную страховку счета и оплату этой процедуры якобы агенту или организации;
- просят срочно установить спасительное приложение на телефон по ссылке, которую сами и высылают;
- просят не разглашать конфиденциальные данные под предлогом защиты от мошенников;
- просят сказать, что пенсионер сам совершил ту или иную операцию, если позвонят из банка;
- эмоционально давят, угрожают, пугают судебным разбирательством или уголовным делом;
- торопят, заверяя, что времени совсем не осталось, и нужно действовать быстро.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора