Потребитель: как защитить права в суде?

6280

​Потребителем является каждый из нас, независимо от статуса, рода деятельности и иных обстоятельств. Поэтому полезно знать свои права потребителя и уметь их защищать.

Потребитель: как защитить права в суде?

Закон Республики Казахстан "О защите прав потребителей" (далее – закон) был принят 4 мая 2010 года. В него более 30 раз вносились изменения, которые сформировали институциональную систему защиты прав и законных интересов потребителей – то есть систему государственных и иных органов, организаций, которые занимаются защитой прав потребителей; изменили порядок осуществления государственного и общественного контроля в данной сфере; предусмотрели введение Единой информационной системы защиты прав потребителей. Поскольку часть споров завершается в  суде,  в  данной статье внимание уделено вопросам судебной защиты прав потребителей.

Кто такой потребитель?

Закон определяет потребителя как физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 15) статьи 1 закона).

Кто на второй стороне?

Потребителю, как стороне договора, противостоит продавец, изготовитель, исполнитель, понятия которых также даны в  статье 1 закона.

Изготовитель – физическое или юридическое лицо, производящее товар для реализации.

Исполнитель – физическое или юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору.

Продавец – физическое или юридическое лицо, реализующее товар в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. Здесь продавца – сторону гражданского договора купли-продажи – не надо путать с продавцом за прилавком – наемным работником, работающим по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем или организацией (в  магазине, на базаре и др.).  Потребитель не вступает  в гражданско-правовые отношения с  наемным работником.

Какие права имеет потребитель?

Права потребителя перечислены в статье 7 закона.

Так, потребители имеют право на:

  • свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг);
  • просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов;
  • получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе);
  • приобретение безопасного товара (работы, услуги);
  • свободный выбор товара (работы, услуги);
  • надлежащее качество товара (работы, услуги);
  • обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
  • возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);
  • получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги);
  • предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;
  • создание общественных объединений потребителей;
  • возмещение морального вреда;
  • защиту прав и законных интересов;
  • осуществление иных прав, предусмотренных настоящим законом и иными законами Республики Казахстан.

Содержание каждого права и порядок его реализации перечисленоы далее в статьях 8-22 закона.

Какие требования и к кому можно предъявить?

Свои требования потребитель вправе предъявить как к продавцу товара, так, в некоторых случаях, по выбору – либо к продавцу, либо к производителю.

Например, статьей 15 закона предусмотрено, что если продавец продал потребителю товар ненадлежащего  качества (при этом недостатки не были оговорены продавцом и потребитель не соглашался на приобретение товара с  недостатками), то потребитель вправе потребовать от продавца:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • либо возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
  • либо расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Если продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем,  то потребитель вправе требовать от продавца либо  изготовителя:

  • безвозмездного устранения недостатков товара;
  • либо замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • либо замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Досудебный порядок урегулирования спора

Потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с претензией об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) в добровольном порядке.

Для того чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования спора и иметь тому подтверждение, потребитель должен знать, что претензию продавцу (изготовителю, исполнителю) можно предъявить  несколькими способами:

  • вручить нарочно;
  • либо направить в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
  • либо по адресу электронной почты продавца (изготовителя, исполнителя).

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан рассмотреть претензию потребителя в течение десяти календарных дней и дать мотивированный ответ.

Если в течение указанного срока продавец (изготовитель, исполнитель) "промолчал" на претензию или отказал  в ее удовлетворении, потребитель вправе обратиться  за защитой своих прав в уполномоченный орган, государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей.

Штраф за просрочку

Для того чтобы стимулировать добровольное и своевременное выполнение обоснованных требований потребителя, законодатель установил неустойку (штраф, пеню) в размере не менее одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки со дня предъявления претензии до дня удовлетворения требований, если иное не установлено договором, законами Республики Казахстан в случаях просрочки требования потребителя:

  • об обмене, возврате товаров надлежащего качества;
  • в случае продажи товара ненадлежащего качества.

Возмещение морального вреда

Иски о защите прав потребителя, как  правило, сопровождается предъявлением требования о возмещении морального  вреда.  Обосновать такое требование можно нарушением любого права потребителя, которое указано  в  статье 7 закона.

Предъявление иска в суд

Потребитель вправе обратиться в суд иск о защите своих нарушенных прав с соблюдением общего  порядка, установленного Гражданским процессуальным  кодексом Республики Казахстан: уплатив госпошлину и подав исковое заявление, по форме и содержанию соответствующее требованиям 148, 149 ГПК.  

В интересах потребителя такой иск вправе предъявить общественное объединение потребителей. В последнем  случае госпошлина не уплачивается.

Например, женщина купила пальто. В течение 24 часов после покупки обнаружила дефекты - в области подмышечных впадин разошлись швы. Обратилась к продавцу с просьбой заменить товар либо расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную за товар денежную сумму. Продавец отказался удовлетворить  претензию. Женщина обратилась в общественное объединение потребителей, которое предъявило  иск в суд и просило:

  • расторгнуть договор;
  • взыскать уплаченную денежную сумму;
  • взыскать неустойку;
  • взыскать компенсацию морального вреда.

Как доказать свою правоту?

В подтверждение своей позиции потребитель как истец и общественное объединение, предъявившее иск в интересах потребителя, представляет доказательства. Доказательствами могут быть:

  • объяснения истца об обстоятельствах приобретения товара, услуги, работы,  а также  о попытке досудебного урегулирования  спора;
  • заключение эксперта, которое может быть получено как в досудебном, так и  в судебном порядке;
  •  документы об оплате товара, услуги, работы – как правило, кассовый чек, а при его отсутствии иные средства доказывания, в том числе фото- и (или) видеофиксацию в подтверждение факта приобретения товара;
  • показания  свидетелей и др.

Например, в подтверждение того, что установленные в квартире пластиковые окна промерзают, потребитель представил фотографии – на окнах имелись потеки воды.

При необходимости истец также может представить суду на обозрение товар надлежащего качества, подлежащий возврату, либо ненадлежащего  качества.

Например, потребитель просил расторгнуть договор купли-продажи массажной накидки, которая презентована продавцом как кресло-массажер. Ответчик возражал, указывая, что товары –  массажная  накидка и сопутствующие ей подарки – массажер, пылесос длительное время использовались истцом. Потребитель представил суду на обозрение  указанные товары, которые были  исследованы  судом  с  участием сторон в судебном заседании.  Суд сделал вывод, что  товары упакованы в прозрачные пакеты, товарную упаковку, видимых следов повреждений не имеют, каких-либо признаков, указывающих на длительное использование товара, не обнаружено. 

Можно ходатайствовать о привлечении специалиста для дачи консультации – она не  является доказательством по делу, но помогает прояснить спорную ситуацию. 

Кто оплатит дополнительные  расходы?

Возмещение расходов свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, понесенных ими в связи с явкой в суд, производится по правилам гражданского судопроизводства (статья 110 ГПК).

Так,  стоимость экспертизы может составлять от 50 тыс. тенге и выше.

Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактической затраты времени и исходя из установленного законом минимального размера месячной заработной платы (часть  2 статьи 110 ГПК). Данное правило не всегда используется на практике. Тем не менее такое право свидетеля закреплено  в законе и его реализация  может  стать дополнительным бременем для проигравшей стороны.

Судебная практика

При обоснованности иска потребителя судебная практика взыскания с ответчика неустойки и  компенсации морального  вреда достаточно разнообразна, так как учитывает индивидуальные особенности каждого дела.   

Например, при стоимости товара, женского пальто, в 20 000 тенге, неустойка за то, что продавец не удовлетворил требование потребителя в течение  130 дней, составила 26 000 тенге. Сумма морального вреда  составила 20 000 тенге.

В другом случае суд,  расторгнув  договор купли-продажи накидки-массажера для кресла, презентованной продавцом как кресло-массажер, насчитал неустойку за 134 дня в сумме  402 тыс. тенге, которую снизил до 30 000 тенге, а также взыскал 5000 тенге компенсации морального  вреда.

Подведем итоги

Законодательство о защите прав потребителей не только часто изменяется, но и разнообразит   взаимоотошения потребителя с продавцом (изготовителем, исполнителем), вводит новых участников и иные средства защиты потербителей. Поэтому знать основные положения Закона "О защите прав потребителей" полезно обеим сторонам договорных отношений: как потребителю – для защиты своих прав, так и продавцу (изготовителю, исполнителю) - для надлежащего  исполнения  своих обязанностей, предотвращения споров и дополнительных расходов.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться