Налоги, которые страна выбирает – это часть большой политики, что хорошо демонстрирует общественный резонанс, вызванный предложением, озвученном на расширенном заседании правительства 28 января, повысить НДС с 12 до 20%.
"Ставка по НДС должна быть дифференцированная. Решение по ее верхней планке должно быть принято правительством на основе точных расчетов", - обозначил свою позицию на встрече с представителями бизнеса президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Затем правительство предложило установить НДС на уровне 16%, 10%, 0% и освобождения. По мнению заместителя премьер-министра, министра национальной экономики Серика Жумангарина, высказанному 11 февраля, это уменьшит зависимость бюджета от волатильных нефтяных доходов, усилит сберегательную функцию Национального фонда и даст возможность финансировать приоритетные государственные проекты.
Для сферы здравоохранения предлагается пониженная ставка в 10%, а производителей сельхозпродукции намерены освободить от НДС.
В целом, возникшие массово в стране предложения о том, какова должна быть ставка НДС и насколько она вообще справедлива, укладываются во мнение о необходимости построения такой системы налогообложения, которая адекватна потребностям современной экономики и основанной, как сказал глава государства, на просчитанной, научно обоснованной модели.
По сути, речь идет о приемлемых налоговых пределах. Для решения этой стратегической задачи необходимы целенаправленные действия не только правительства, но и представителей законодательной власти, экспертного сообщества по приближению фактического налогового бремени к равновесному уровню путем совершенствования правил налогообложения, упорядочения налоговой базы и оптимизации налоговых ставок.
Предлагаемый ныне набор мер по совершенствованию налоговой системы демонстрирует взвешенную позицию. Правительство надеется, что рост налоговых поступлений составит 4–5 трлн тенге ежегодно. Однако НДС остается проблемным из-за издержек, связанных с его администрированием (в том числе ожидаемым увеличением объемов труда бухгалтеров), его возмещением из бюджета, а также потому, что повышение ставки транслируется в ускорение инфляции (как сказал Жумангарин, дополнительная инфляция ожидается в размере до 3%).
Тем не менее, изменение НДС, как важного бюджетообразующего налога, продолжает рассматриваться как адекватная мера по сравнению с возможными вариантами финансирования планируемых расходов. Существуют и другие меры вроде повышения эффективности госзакупок, снижение уровня коррупции и т. д., которые также внедряются.
При этом есть группа экспертов, склонных считать, что прирост цен автоматически уйдет в бюджет, а масштабных проблем для бизнеса от увеличения НДС и снижения порогов не будет.
"На текущей неделе надо провести обсуждение в регионах со всеми категориями граждан. Я тоже проведу встречи с бизнесом в Астане и в регионах. По итогам этой работы надо до 20 февраля внести в мажилис поправки в проект Налогового кодекса и сопутствующий законопроект. Далее продолжим обсуждение в мажилисе", - сказал премьер Бектенов.
В академических исследованиях в последнее время появляется много свидетельств об отрицательном влиянии неопределенности на деятельность экономических агентов. Соответственно, конкретные цифры и меры правительства сокращают варианты развития налоговой системы, вносят определенность в правила игры, оказывая понятное воздействие на деловую активность.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора