Предложение по изменению графика электорального цикла отражает современные политико-экономические реалии в которых находится Казахстан сегодня. В целом, сложная социальная динамика развития в стране и внешняя турбулентность диктуют оперативное реагирование на текущую конъюнктуру. Поэтому вполне объяснимо желание главы государства в условиях непростого первого срока, когда, фактически ему пришлось управлять страной в "усеченном виде", с 2019 по январь 2022 года, и в ситуации фактического социально-экономического кризиса как внутри страны, так и вне, заручиться поддержкой населения и полноценно довести начатые реформы.
Полагаю, что за оставшееся до предполагаемой даты выборов президента (первой недели декабря) время будет проведена достаточно активная и, я бы сказал, наступательная электоральная кампания действующего главы государства, которая с большой вероятностью восстановит существующий статус-кво. Несмотря на активность некоторых гражданских активистов и их готовность к регистрации новых партий, достаточно сложно прогнозировать появление сколько-нибудь серьезной альтернативной действующему президенту фигуры, хотя вполне возможно, что о своих политических амбициях заявят некоторые новые персоны…
Обещает быть захватывающим электоральный процесс на выборах в парламент и маслихаты. Думаю, что мы будем свидетелями некоторой интриги при регистрации новых партий и появление новых избирательных технологий. "Политические животные" (по Аристотелю) ринутся в бой с открытым забралом!..
Большой блок инициатив президента в послании был посвящен нюансам нового экономического курса. Среди актуальных:
- сокращение участия государства в экономическом регулировании;
- подготовка нового Налогового кодекса, в том числе введение налога "на роскошь";
- новые подходы в бюджетном регулировании;
- трансформация Фонда Национального Благосостояния "Самрук-Казына" в инвестора с мажоритарным пакетом, и то под непосредственным надзором самого Президента;
- реорганизация КТЖ в транзитно-транспортную корпорацию с актуальной задачей по диверсификации транспортно-логистических возможностей страны;
- перспектива рекультивации порядка 9 млн га неиспользуемой земли на нужды сельского хозяйства и МСБ;
- инициатива национального проекта для улучшения социальной инфраструктуры на селе. Будут открыты межрайонные многопрофильные медицинские центры, а также фельдшерско-акушерские пункты. Большое внимание будет уделено образовательной инфраструктуре на селе.
В целом, образовательная сфера будет находится в приоритете государственной политики. Будет запущен проект "Комфортная школа", появятся кредиты на получение высшего образования под 2-3%. Финансовые средства, изъятые у коррупционеров, пойдут на строительство школ. Дети по достижении совершеннолетия будут получать средства, накопленные в создаваемом Национальном фонде для детей, где будут аккумулироваться 50% от ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда! Молодежь по достижении совершеннолетия сможет использовать эти средства на приобретение жилья или учебу.
Значительное внимание будет уделено социальной сфере. Минимальная заработная плата увеличится с 60 тыс. до 70 тыс. тенге. До 2028 года женщины будут выходить на пенсию в 61 год. В целом, предусмотрена "перезагрузка" пенсионной системы.
В сфере госуправления тоже запланированы определенные изменения. Канцелярия премьер-министра будет оптимизирована в аппарат правительства, часть функционала правительства будет передана министерствам, чтобы за "отраслевую политику отвечал конкретный министр". Предусмотрена децентрализация госуправления и одновременно повышение персональной ответственности политических госслужащих.
Серьезные изменения претерпит судебная система. К примеру, предложена реформа института аппеляции, а также переход к выборности председателей судов.
В целом, оценивая нынешнее послание, можно сказать, что оно характеризуется должной динамикой и является последовательным выполнением плана развития страны в настоящий момент.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора