Однако строительство АЭС — это капиталоёмкий и долгосрочный проект, требующий значительных инвестиций, передовых технологий и эффективного управления. В связи с этим встаёт вопрос: можно ли применить механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) для реализации этого проекта?
Согласно статье 6 Закона РК "О государственно-частном партнёрстве", ГЧП может применяться во всех сферах экономики, включая энергетику. Это означает, что строительство АЭС через механизм ГЧП юридически возможно и даже целесообразно.
Однако в Казахстане реализованных ГЧП-проектов в сфере энергетики крайне мало. Основная часть существующих проектов в этой сфере сосредоточена на строительстве и модернизации сетей уличного освещения. При этом атомная отрасль, как одно из направлений энергетики, отдельно в контексте применения ГЧП ранее не рассматривалась, и такая задача не ставилась.
На мой взгляд, ГЧП в атомной энергетике обладает рядом преимуществ:
- Долгосрочные соглашения – срок окупаемости АЭС составляет 15–20 лет, что соответствует классическим условиям ГЧП, где проекты заключаются от 5 до 30 лет.
- Комбинированное финансирование – возможность привлечения частных инвестиций, что особенно актуально в условиях необходимости экономии бюджетных средств. Как отметил глава государства Касым-Жомарт Токаев: "Пришло время затянуть пояса и жить по средствам". В этом контексте ГЧП становится оптимальной моделью, позволяющей снизить нагрузку на госбюджет.
- Конкурентный отбор частных партнёров – государство выбирает лучшего инвестора и оператора через конкурс, что даёт возможность рассмотреть передовые технологии и международный опыт.
- Разделение обязанностей – государство обеспечивает контроль, лицензирование, сбыт электроэнергии, а частный инвестор – строительство и эксплуатацию.
ГЧП в формате консорциума: новый подход к строительству АЭС в Казахстане?
Важно отметить, что в рамках ГЧП частным партнёром может выступать консорциум. Этот подход отражает позицию главы государства Касым-Жомарта Токаева, который подчеркнул, что Казахстанская сторона рассматривает вариант быть генеральным оператором в консорциуме по строительству АЭС.
На данный момент власти Казахстана рассматривают нескольких возможных поставщиков ядерных технологий, среди которых китайская компания CNNC, южнокорейская KHNP, Росатом и французская EDF.
Само по себе строительство АЭС сопряжено с уникальными рисками, которые требуют активного участия государства. Это не только экологические и техногенные аспекты, но и обращение с ядерным топливом, его утилизация и демонтаж станции после завершения срока эксплуатации.
В большинстве стран эти вопросы находятся под государственным контролем, так как частные инвесторы не готовы нести такие расходы и ответственность.
Для успешной реализации ГЧП в атомной отрасли необходимо, чтобы государство обеспечивало административную поддержку, связанную с выделением земельных участков, прохождением всех необходимых лицензий и экологических экспертиз, взаимодействием с регулирующими органами и заключением долгосрочных контрактов на сбыт электроэнергии.
ГЧП даёт частным инвесторам уверенность в возврате вложенных средств и создании устойчивой бизнес-модели. Это делает атомную энергетику привлекательной для крупных международных корпораций.
Фото: Inbusuness/Midjourney
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора