Раньше классическими мерами предосторожности для туристов, путешествующих в небезопасных местах, были прививка от желтой лихорадки и таблетки от малярии. А в эпоху смартфонов в этот список входит еще и предостережение не делать селфи в опасных, пусть даже и самых впечатляющих местах, пишет испанская EL PAIS.
Исследование iO Foundation, специализирующегося на тропических болезнях и медицине путешественников, показало, что с января 2008 года по июль 2021 года, по меньшей мере, 379 человек - в среднем по одному за каждые 13 дней - погибли таким образом.
Тремя основными причинами смерти были падение с высоты, взаимодействие с транспортным средством и утопление.
Это растущая тенденция, возобновившаяся после короткого перерыва из-за пандемии: в течение первых семи месяцев этого года произошел 31 несчастный случай со смертельным исходом - по одному в неделю, несмотря на множество ограничений на поездки, которые все еще действуют по всему миру.
"Все это приобрело такие масштабы, что теперь может рассматриваться как проблема общественного здравоохранения", - говорит Manuel Linares Rufo, президент iO Foundation.
За исследуемый период среди туристов погибли 141 человек, в то время как среди местных жителей - 238 смертельных случаев.
Первенство по количеству зарегистрированных погибших держат Индия (100), США (39) и Россия (33), возглавляющие список из более чем 50 стран.
Несчастные случаи в таких местах, как водопады, скалы и крыши были наиболее частой причиной того, что селфи закончилось трагедией: таких смертей было зарегистрировано 216.
За ними последовали дорожно-транспортные происшествия (123), утопления (66), огнестрельное оружие и поражения электрическим током (по 24 каждого) и травмы, причиненные дикими животными (17).
По возрастным группам наиболее частыми случаи смерти были среди подростков младше 19 лет (41% от общего числа) и лиц в возрасте от 20 до 30 лет (37%). Средний возраст погибших составляет 24,4 года, а соотношение мужчин и женщин - три к двум.
Авторы отчета, который в окончательном виде опубликован в Journal of Travel Medicine, также собрали данные о 10 самых смертоносных для охотников за селфи местах на Земле.
Это (без упорядочивания по количеству погибших): Ниагарский водопад (США / Канада), Глен-Каньон (США), Чарко-дель-Бурро (Колумбия), Пенья-Бич (Бразилия), водопад Мланго (Кения), Уральские горы (Россия), Тадж-Махал и долина Дудхпатри (Индия), остров Нуса-Лембонган (Индонезия) и архипелаг Лангкави (Малайзия).
Посчитали не всех
Как говорят сами авторы, исследование не может быть полноценным. Дело в том, что данные были собраны с использованием инструмента эпидемиологической разведки, известного как проект Heimdall Project. Он анализирует всю доступную опубликованную информацию - новости и официальные заявления на шести широко используемых языках: английском, испанском, французском, немецком, итальянском и португальском.
Так что этот метод не регистрирует случаи, которые не попадают в СМИ, а также те, которые были опубликованы только на других языках. В исследование также не включено большое количество серьезных несчастных случаев, не приведших к летальному исходу.
Сделай селфи или умри
В последние годы такие истории в средствах массовой информации вызывают значительный резонанс, особенно когда жертва хорошо известна в социальных сетях.
Тайваньская инстаграмер-альпинистка Gigi Wu прославилась своим хобби - покорять горы в бикини и фотографироваться в серии ярких поз. Она погибла в 2019 году, когда сорвалась в расселину. Получив травмы обеих ног, Wu не могла двигаться, но ей все же удалось вызвать скорую помощь. К тому времени, когда ее нашли спасатели, она уже умерла от переохлаждения.
Один из самых последних случаев связан с 32-летней женщиной по имени Sophia Cheung, ставшей известной тем, что она публиковала фотографии, сделанные в чрезвычайно опасных местах.
Cheung погибла в июле текущего года после того, как поскользнулась и упала с водопада в Гонконге.
Что говорят специалисты?
Как жажда демонстрации своих фото в сети, этот безобидный способ взаимоотношений с другими людьми, может привести к рискованному поведению?
Liliana Arroyo, доктор социологических наук и автор книги на эту тему, выделяет следующие факторы:
"Социальные сети вознаграждают за самый экстремальный контент, потому что они работают в динамике, где такой контент позволяет им привлекать больше внимания. Приз за очень рискованное селфи - социальное положение, что дает вам прилив адреналина за каждый "лайк", который вы получаете. Это, в свою очередь, побуждает некоторых людей искать новые способы расширить свои границы и получить [искомое] "вознаграждение". И именно здесь и важна способность людей взвешивать - стоит ли такое вознаграждение риска или нет".
Психиатр Enrique García Bernardo относит рост числа смертей от селфи к глобальному феномену, в котором социальные сети сыграли важную роль:
"Эти изображения стали быстрым способом получить немедленное, легкое и поверхностное признание. Больше всего важны подписчики и лайки, а не само достижение. Это социальный механизм повторного утверждения, который в последние годы стал более распространенным. Принимая это во внимание, некоторые люди более склонны к рискованному поведению"
В Индии, к слову, рост числа смертельных случаев среди "любителей себяшек" привел к тому, что некоторые районы были объявлены "зонами, свободными от селфи".
Когда-то наши предки умирали за веру и родную землю. Еще совсем недавно наши деды отдавали свои жизни ради мира и жизни будущих поколений.
Они действительно были героями, достойными остаться в вечности.
А современных селфи-мучеников прекрасно характеризует фраза из фильма режиссера Тейлора Хэкфорда "Адвокат дьявола".
Олег И. Гусев
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора