Женщина способна накормить не только семью, но и страну

В преддверии 8 марта в Казахстане традиционно подчеркивают роль женщин в предпринимательстве.

Женщина способна накормить не только семью, но и страну

Признаться, меня радует такое гармоничное сочетание поводов, если учесть экономическую активность прекрасной половины.

Судите сами. Сегодня 60% МСБ – возглавляют женщины. Почти 40% ВВП страны – формируют женщины. Почти 40% рабочих мест в МСБ – создают женщины.

Выражаясь метафорично, современная женщина способна накормить не только семью, но и страну.

Другой вопрос – какой ценой? Безусловно, женщинам нужна поддержка государства и институтов развития. И, как показал опыт, нужна консолидация.

Семь лет назад мы объединили активных бизнесвумен под крылом Совета деловых женщин "Атамекен". Скажу не без гордости: за это время многие наши инициативы стали элементами государственных направлений и трансформировались в отраслевые движения. Сегодня в регионах образовано 45 новых ассоциаций, которые охватывают 15 отраслей экономики: общепита, дизайна одежды и интерьера, ремесленников и т.д. Объединившись, бизнес-леди получили возможность конструктивно решать отраслевые вопросы и формировать деловую повестку.  

В 2021 году совместно с Миннацэкономики, АБР, ПРООН и структурой "ООН-женщины" мы открыли первый в Казахстане "Центр поддержки женского предпринимательства". Большую помощь и сопровождение оказала Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте РК. Скажу откровенно: на старте многие не верили в необходимость такого формата. Но прошло время. Сегодня Центры работают во всех регионах. Порядка 8 тысяч женщин получили различные услуги и консультации. Из них 30% - из социально уязвимой категории. Но самое главное, что они получают не только знания, но и источник заработка!

В этом году на нефинансовую поддержку в рамках работы Центров будет выделен 1 МЛРД тенге! Для финансирования бизнес-проектов будут привлекаться деньги банков и фининститутов, а сами Центры появятся не только в городах, но и в районах.  

Особо отмечу интересный проект "Одно село – один продукт", который мы запустили в пилотном режиме. Его концепция – найти уникальное направление бизнеса в отдельно взятом районе, объединить самозанятых женщин, и на принципах кооперации создавать интересные товары. И такие товары уже есть. Например, кондитерские и хлебобулочные изделия из хмеля. Национальные сувениры и предметы быта из верблюжьей шерсти и другие. Теперь из пилотного проекта "Одно село – один продукт" должен превратиться в республиканский. Поддержка от Министерства национальной экономики уже есть.

Два года назад Совет деловых женщин инициировал первый национальный конкурс среди дизайнеров одежды "ALTYN OIMAQ". В нем приняли участие больше полутора тысяч человек, 36 компаний легпрома. Ирония в том, что 85% одежды в Казахстане – это импорт. Хотя всего один проект "ALTYN OIMAQ" помог открыть десятки новых талантливых имен в сфере дизайна и интересных национальных брендов. А главное, позволил понять каким большим потенциалом обладает легкая промышленность нашей страны.

Время не стоит на месте. Успешный опыт СДЖ "Атамекен" и современные реалии подталкивают к новым шагам. Поэтому мы приняли решение создать первую в Казахстане национальную ассоциацию женщин-предпринимателей - "ASMAR". Уверена, что она станет эффективной и доступной платформой, которая объединит деловых женщин со всей страны, позволит продвинуть региональные женские инициативы на общегосударственный уровень и вовлечь бизнесвумен в процессы принятия решений для развития экономики.

Таким образом, женское предпринимательство получит возможность выхода на новый уровень развития.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора