Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен". Разработчиком выступило Министерство национальной экономики РК. Седьмой пакет поправок по проведению реформ в рамках рейтинга Doing Business направлен на создание благоприятности условий для ведения бизнеса и совершенствования торговой деятельности. Документ предусматривает 300 поправок в 38 нормативных правовых актов (10 кодексов и 28 законов), и состоит из двух блоков вопросов.
Первый блок включает пять индикаторов для реализации рейтинга Doing Business: "Подключение к системе электроснабжения", "Открытие предприятий", "Защита миноритарных инвесторов", "Получение разрешений на строительство" и "Налогообложение".
Второй блок направлен на совершенствование регулирования электронной и биржевой торговли, внутренней торговли в агропромышленном комплексе, а также гармонизацию национального законодательства в вопросах регулирования внешнеторговой деятельности.
"В рамках законопроекта для развития электронной торговли мы предлагаем упростить таможенное декларирование, используя почтовые документы в качестве декларации. Также в законопроект вводится понятие электронной коммерции. Предусматривается чёткое разграничение субъектов электронной торговли и их функционала, как интернет-магазины, электронные торговые площадки, информационно-рекламные электронные площадки, также предполагается регламентация системы мобильных платежей", – рассказала директор департамента торговли МНЭ РК Айжан Бижанова.
В новом законопроекте даётся определение фулфилмент-центру, предоставляющему полный спектр логистических услуг в электронной торговле.
Нацпалата приняла активное участие по внесению поправок в законопроект, большинство из которых поддержаны членами комитета. В частности, в рамках законопроекта предусмотрен пакет поправок, направленных на совершенствование товарных бирж. Предложено:
– разграничить предмет деятельности товарных бирж и электронных торговых площадок по принципу сохранения на биржах оборота стандартизированных видов товаров;
– исключить режим классического аукциона, на котором, по сути, регистрируются внебиржевые сделки по нестандартизированным товарам, заключённые между заведомо известными друг другу продавцами и покупателями.
По словам представителя МНЭ РК, данные нововведения связаны с передовой мировой практикой, где основной функцией биржи является формирование справедливой цены за счёт чистой конкуренции, а также свободного доступа субъектов бизнеса к биржевой площадке.
"В целях стимулирования развития биржевой торговли и сокращения административной нагрузки на бизнес в новом законопроекте предложено признать цены биржевых сделок рыночными. Кроме того, в рамках институтов лицензирования брокеров и дилеров предлагается заменить на инструменты добровольного саморегулирования и аккредитацию на биржах", – рассказала Айжан Бижанова.
По мнению спикера, это усилит ответственность всех участников биржевых торгов. Законопроект нацелен решить проблему роста цен на социально значимые товары. Для этого предусмотрен запрет на установление ретробонусов на реализацию социально значимых товаров, а также нормы по введению большей гибкости для деятельности стабилизационных фондов. Будут расширены полномочия СПК по самостоятельному определению времени и количеству закупаемого товара и его последующей реализации.
Директор департамента торговли НПП РК "Атамекен" Динмухамед Абсаттаров акцентировал, что сегодня акиматы предоставляют лишь стационарные точки, что не позволяет в полной мере развивать выездную торговлю. Новый законопроект предлагает наделить местные исполнительные органы правом утверждать маршруты для осуществления торговли.
Также предусмотрен понятийный аппарат и функционал оптово-распределительных центров. Это многофункциональный инфраструктурный торгово-логистический комплекс, состоящий из складских сооружений, торговых павильонов и других помещений со специальным оборудованием, предназначенным для выполнения закупочных, подготовительных, распределительных и иных операций с продовольственными товарами для их последующей оптовой реализации на внутреннем и внешнем рынках.
В ходе заседания были подняты проблемные вопросы, возникающие у предпринимателей, маркирующих продукцию знаками Organic, Eco, Bio. Активное участие в обсуждении приняли представители МСХ РК и Департамента регулирования торговой деятельности МНЭ РК. Стоит отметить, что вопрос долгое время не могут рассмотреть без позиции Комитета по охране общественного здоровья МЗ РК и Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК, которые на заседание не пришли.
"Комитетом торговли проделана большая и плодотворная работа, что примерно 90 процентов всех инициатив от членов комитета и департамента торговли нашли своё отражение в седьмом пакете. В том числе исключены либо доработаны так называемые "нерабочие" нормы. Нацпалата в процессе работы над законопроектом совместно с МНЭ РК и другими государственными органами наблюдает эволюционный подход, который проявляется в поэтапном реформировании законодательства. Это очень важно и полезно для субъектов бизнеса, поскольку все изменения происходят максимально безболезненно и направлены на улучшение и развитие бизнес-среды", – резюмировал совещание Динмухамед Абсаттаров.
По итогам обсуждения принято решение об одобрении седьмого пакета поправок. По вопросу маркировки членам комитета рекомендовано изучить действующее законодательство РК, а также нормативные документы ЕАЭС и ВТО.