/img/tv1.svg
RU KZ
FTSE 100 7 492,63 DOW J 28 728,70
Hang Seng 27 163,86 РТС 1 577,37
KASE 2 264,78 Brent 59,28
1360 проектов в 24 секторах обрабатывающей промышленности запущено за годы индустриализации Казахстана

1360 проектов в 24 секторах обрабатывающей промышленности запущено за годы индустриализации Казахстана

Программа индустриализации позволила отечественным предприятиям достичь конкурентоспособности в экспорте порядка 50 новых товаров.

12 Декабрь 2019 10:17 1702

1360 проектов в 24 секторах обрабатывающей промышленности запущено за годы индустриализации Казахстана

Новости

Все новости

Расширение обрабатывающей промышленности в стране позволило создать порядка 137,1 тыс. новых рабочих мест. А производство высокорентабельных товаров привлекло внимание иностранных инвесторов, объем вложений которых достиг 34,2 млрд долл. США.

Экономика Казахстана за последние 20 лет развивалась под давлением внешних факторов и мировой турбулентности. Особенно острое влияние на экономический рост страны оказали последствия финансового и мирового кризисов. Так, в начале 2000-х годов рост цен на мировых рынках на основные товары казахстанского экспорта – на нефть, металлы и казахстанское зерно – ускорили темпы развития экономики в среднем до 10%.

В 2003 году начался путь Казахстана к новой индустриализации экономики. Этот этап был закреплен принятием Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года, направленной на стимулирование роста обрабатывающей промышленности в ВВП, изменение структуры экономики и промышленного производства и развитие экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.

Однако экономический кризис, начавшийся в 2008 году, замедлил рост ВВП Казахстана до 3,3%. В ответ на сложные экономические условия в 2010 году Правительством Казахстана принята к реализации государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития.

При этом в рамках индустриализации были сформированы базовые условия для сильного промышленного предпринимательства. Так, для запуска процесса диверсификации экономики были внесены изменения в более чем 50 законов и приняты новые, такие как:

  • Закон «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности».
  • Закон «Об энергосбережении и энергоэффективности».
  • Предпринимательский кодекс.
  • Закон «О государственных закупках».
  • Закон «О специальных экономических и индустриальных зонах».
  • Закон «О таможенном регулировании».

За девять лет реализации госпрограммы индустриализации в Казахстане запустили 1250 проектов, совокупная стоимость которых с учетом частных инвестиций и наработанных мощностей составляет порядка 7,9 трлн тенге. На данных предприятиях было создано около 128 тыс. рабочих мест.

При этом если за первую пятилетку индустриализации реализовали 770 проектов, то по итогам четырех лет второй – 480. А в 2019 году по состоянию на 1 ноября введено дополнительно 111 проектов стоимостью 423,1 млрд тенге, среди которых завод по производству ферросилиция в Карагандинской области на сумму 32,1 млрд тенге, завод по производству силовых трансформаторов в городе Шымкенте на 18,9 млрд тенге и солнечная электростанция в Восточно-Казахстанской области на 10,6 млрд тенге. В текущем году проектами уже обеспечено создание 9086 новых рабочих мест.

В отраслевом разрезе наибольшее число проектов реализовано в агропромышленном комплексе и сельскохозяйственной переработке, стройиндустрии и машиностроении.

В рамках госпрограммы реализованные проекты представляют собой не только запуск нового производства, но и расширение действующего. Например, в 2017 году на Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном производственном объединении в Костанайской области введен проект системы диспетчеризации, которая позволила увеличить производительность транспортного оборудования на 10%.

В целом реализация индустриальных проектов позволила существенно изменить казахстанскую структуру обрабатывающей промышленности, которая, помимо традиционно сильных отраслей металлургии и пищевой промышленности, пополнилась новыми 24 секторами обрабатывающей промышленности, среди которых авиакосмическая отрасль, железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, производство коммуникационного оборудования, электронных деталей, волоконно-оптического кабеля, основных фармацевтических продуктов и др.

Для вывода новых производств в зону промышленной активности правительством реализован ряд мер, связанных прежде всего с устранением препятствий, мешающих их выходу на оптимальную производственную мощность. В этой связи в стране ведется работа по росту инвестиционных потоков. Так, за период с 2010 по 2018 год инвестиции в основной капитал обрабатывающей промышленности выросли практически в три раза, с 413,1 млрд тенге до 1,2 трлн тенге.

Объем прямых иностранных инвестиций за время реализации госпрограммы по состоянию на первое полугодие 2019 года достиг 34,2 млрд долл. В валовом притоке иностранных инвестиций доля обрабатывающих отраслей составила 15,7%.

Вместе с тем в рамках индустриализации в Казахстане создано 12 специальных экономических зон и 23 индустриальные зоны. Благодаря пакетам преференций и льгот их функционирование оказало положительный эффект на развитие национальной экономики. По состоянию на конец мая 2019 года на базе СЭЗ и ИЗ реализовано свыше 350 проектов, которые привлекли 1,1 трлн тенге инвестиций, обеспечили 184 млрд тенге налоговых поступлений, создали порядка 24 тыс. новых рабочих мест.

Немаловажную роль на развитие обрабатывающей промышленности играли положительные продвижения в интеграционной политике страны. Так, участие Казахстана в ЕАЭС и ВТО позволило не только укрепить позиции страны на мировом уровне, но и развить экспортные поставки. В результате объем экспорта увеличился на 111,9% при росте выпуска продукции в 1,4 раза.

В результате отечественные предприятия достигли конкурентоспособности в экспорте порядка 50 новых товаров, таких как: нефтяной битум, порошок из золота, кондитерские изделия из сахара, шоколад, портландцемент, макаронные изделия, кислота фосфорная и кислоты полифосфорные и др.

Производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла в 1,3 раза. Рост обеспечен в восьми из 14 приоритетных секторов индустриализации, в том числе: в горнорудном машиностроении – на 35,5%; в электротехническом машиностроении – на 30,1%; в нефтегазохимии – 25,3%; в нефтепереработке – на 22,6%; в автомобилестроении – на 14,3%; в нефтегазовом машиностроении – на 16,3%; в железнодорожном машиностроении – на 15,9%; в цветной металлургии – на 3,6%.

В результате госпрограмма индустриализации, ориентируясь конкретно на обрабатывающую промышленность, как на секторе, наиболее устойчивом к внешнеэкономическим влияниям, позволила впервые за всю историю независимого Казахстана опередить темпы развития добывающего сектора. То есть за девять лет доля горнодобывающей промышленности в ВВП снизилась с 19,5% до 14,9%, а обрабатывающий сектор, наоборот, увеличился на 1,6 процентного пункта, достигнув 11,6%. В номинальном выражении ВДС обрабатывающего сектора составила 7 трлн тенге.

В целом развитие обрабатывающей промышленности характеризуется положительной стабильностью, однако темпы роста остаются низкими из-за реализации программы в условиях определенных экономических событий, включая нестабильность курса национальной валюты и ухудшение экономической ситуации в странах – торговых партнерах.

Вместе с тем на первую пятилетку ГПФИИР было выделено порядка 4,2 трлн тенге. Более 85% (3571,3 млрд тенге) этих средств было направлено на создание инфраструктуры: 4 тыс. км автомобильных дорог (Западная Европа – Западный Китай, два транзитных коридора Центр – Юг и Центр – Восток), построено порядка 1700 км железных дорог (Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Бейнеу – Жезказган, Аркалык – Шубаркуль).

Непосредственно на цели индустриализации было выделено 624,1 млрд тенге, что составляет 14,8% от всего бюджета. На реализацию ГПИИР предусмотрено порядка 811,3 млрд тенге.

То есть очевидно, что непосредственно индустриализация была недофинансирована, хотя и создавалась необходимая инфраструктура для логистики, а также в городах. Кроме того, часть средств пошла на поддержку предпринимательства через дорожную карту бизнеса, за четыре года действия которой было профинансировано 13 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, создано 10 тыс. рабочих мест.

Процесс индустриализации является долгосрочным и требует конструктивных подходов. На текущий момент в Казахстане созданы необходимые условия для индустриального развития, однако стране необходимо стимулировать бизнес-среду. В этой связи целью индустриализации в рамках третьего этапа ГПИИР на 2020-2025 годы станет создание условий для стимулирования конкурентоспособности обрабатывающей промышленности на внутреннем и внешнем рынках с учетом обязательств в рамках членства в международных экономических организациях.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Ахметжан Есимов: Проекты ГПИИР столкнулась с проблемами невыхода на запланированную мощность

9 новых производств в сфере машиностроения будет создано в 2019 году в Казахстане в рамках программы по импортозамещению АО «ФНБ «Самрук-Қазына».

23 Август 2019 17:42 856

Ахметжан Есимов: Проекты ГПИИР столкнулась с проблемами невыхода на запланированную мощность

Объем инвестиций оценивается в 104 млрд. тенге. Об этом сообщил председатель правления Фонда Ахметжан Есимов в ходе совещания по индустриально-инновационному развитию страны с участием Президента РК Касым-Жомарта Токаева, сообщает пресс-служба компании.

Ахметжан Есимов отметил эффективность запуска механизма «точечных» контрактов – оффтэйк договоров. В рамках нового механизма в 2018 году запущено 2 проекта - производство высоковольтных трансформаторов, цифровых датчиков давления. Объем инвестиций составил 18 млрд тенге, создано 220 новых рабочих мест.

 «К сожалению, часть проектов ГПИИР столкнулась с проблемами невыхода на запланированную мощность. Это происходит в большей степени из-за того, что предприятия остаются «не у дел» по причине отсутствия твердых долгосрочных заказов. В результате, мы продолжаем покупать продукцию иностранных производителей», - сказал председатель правления Фонда Ахметжан Есимов.

Отметим, механизм «оффтэйк договоры» был запущен Фондом в 2018 году. Оффтэйк договоры способствуют созданию новых, не имеющих аналогов в стране производств за счет внутренних инвестиций. Тем самым, активизируется инвестиционная деятельность бизнеса внутри страны, создаются новые производства, рабочие места, увеличиваются поступления в бюджет

В текущем году рассмотрено и одобрено 9 проектов по созданию новых производств в сфере машиностроения, реализация которых будет способствовать созданию более 1 100 рабочих мест, а объем инвестиций оценивается в 104 млрд. тенге. Это большая возможность для казахстанских предпринимателей, инвестиции которых будут обеспечены и гарантированы долгосрочными договорами с нашей стороны.  

Наряду с этим, А. Есимов сообщил, что Фонд продолжает оптимизировать механизм внутрихолдинговых закупок. В результате совершенствования системы закупа из одного источника сократили в 1.3 раза, открытым тендером увеличили в 2.6 раза. Сокращен объем внутрихолдинговых закупок с 4500 до 300 позиций с передачей в конкурентную среду 444 млрд тенге закупок, 12 000 субъектов предпринимательства получили дополнительные заказы. Отметим, по итогам 2018 года экономия проведенных закупок составила 121 млрд тенге. Прогноз экономии на 2019 год – 153 млрд.

Напомним, ранее Первый Президент Казахстан - Елбасы Нурсултана Назарбаев дал положительную оценку Фонду за работу в сфере организации закупок. Елбасы заявил, что объемы тендеров увеличились, а расходы уменьшились в пять раз. Реализуемая Фондом программа по импортозамещению направлена на содействие и развитие малого и среднего бизнеса в стране. Целью программы является поддержка инициатив субъектов частного бизнеса, желающих освоить новый вид продукции. Меж тем, главным инструментом поддержки бизнеса в рамках программы по импортозамещению выступает механизм оффтэйк договора, то есть гарантированного прямого закупа, в том числе долгосрочного, со стороны компаний Фонда.

За 10 лет Казахстан привлек $250 млрд иностранных инвестиций

В стране проводится интенсивная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата.

30 Июль 2019 10:36 812

За 10 лет Казахстан привлек $250 млрд иностранных инвестиций

Специальные экономические и индустриальные зоны, институты развития, финансовые организации, правовая основа дали старт новому импульсу для развития национальной экономики. В текущем году к запуску готовятся 103 новых отечественных и иностранных проекта, сообщают эксперты ресурса FinReview.

Инвестиционная привлекательность страны напрямую зависит от созданной инфраструктуры поддержки отечественных и иностранных инвесторов. Проводимая в республике политика по упрощению процедур ведения бизнеса и регистрации инвесторов позволила Казахстану поднять свою позицию в ежегодном рейтинге Всемирного банка. Так, в отчете Doing Business за 2019 год позиция Казахстана улучшилась с 36-го до 28-го места (из 190 стран мира), при этом по категории «Регистрация предприятий» позиция поднялась на пять строк, достигнув 36-го места.

Согласно отчету, существенный положительный эффект на регулирование бизнеса оказали программа «Единое окно» для инвесторов и упрощение торговой политики за счет внедрения электронной системы таможенного декларирования ASTANA-1. Вместе с тем обнародование судебных решений по коммерческим делам облегчило исполнение контрактов в Казахстане.

За годы независимости Казахстан привлек 320 млрд долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ). При этом за последние 10 лет в национальную экономику поступило 250,2 млрд долл. Данная тенденция отражает эффективность инвестиционной политики. Наибольший объем ПИИ поступил в 2012 году (28,9 млрд долл.), в 2011 году (26,5 млрд долл.) и в 2018 году (24,3 млрд долл.).

По итогам I квартала 2019 года валовой приток ПИИ в Казахстан составил 6 млрд долл. (годом ранее – 6,7 млрд долл.). В целом в 2018 году объем ПИИ достиг 24,3 млрд долл. – на 15,8% больше, чем в 2017-м (21 млрд долл.). Доля притока ПИИ от ВВП также возросла: с 12,9% в 2017 году до 14% в 2018-м. При этом Правительство Казахстана планирует довести к 2022 году соотношение объема валового ПИИ к ВВП до 19%.

В отраслевом разрезе наибольший объем ПИИ в 2018 году был направлен в горнодобывающую промышленность и разработку карьеров – 13,6 млрд долл. Инвестиции в обрабатывающую промышленность, а также оптовую и розничную торговлю составили 3,4 млрд и 3,3 млрд долл. соответственно. Вместе с тем в топ-5 отраслей вошли финансовая и страховая деятельность (1,3 млрд долл.), транспорт и складирование (786 млн долл.).

Правительством Казахстана ведется работа по диверсификации экономики, направленной на снижение сырьевой зависимости. Политика страны положительно сказалась на инвестиционных потоках: в 2018 году возросла доля инвестиций в финансовую и страховую деятельность (с 1,9% до 5,4%), в профессиональную, научную и техническую сферы (с 0,9% до 2,8%), в строительство (с 1,6% до 2,4%).

С участием иностранного капитала в 2018 году введены в эксплуатацию 27 проектов на сумму 3,1 млрд долл., которые позволили создать 6 тыс. новых рабочих мест. Большинство проектов реализовано в Алматинской области (27 проектов на сумму 4,1 млрд долл.), Карагандинской области (15 проектов на сумму 2,1 млрд долл.) и Нур-Султане (12 проектов на сумму 4,1 млрд долл.). В 2019 году дополнительно планируется обеспечить ввод в эксплуатацию 27 проектов и привлечь порядка 100 новых инвесторов.

Одним из основных инструментов привлечения инвестиций и развития экспорта являются специальные экономические и индустриальные зоны (СЭЗ и ИЗ). Функционирование СЭЗ, как правило, направлено на реализацию принципов открытой экономики за счет либерализации и активизации внешнеэкономической деятельности. Их преимуществами являются особые таможенный, налоговый и валютный режимы.

Следует отметить, что пакет преференций и льгот уникален для каждой СЭЗ и ИЗ в отдельности. При этом для участников СЭЗ таможенных и налоговых льгот больше.

На текущий момент в Казахстане функционируют 12 СЭЗ в 11 регионах страны. Три СЭЗ были созданы в 2017-2018 годах («Астана-Технополис», «МЦПС «Хоргос» и «Туркестан»).

Строительство инфраструктуры всех СЭЗ обошлось бюджету страны в 314,3 млрд тг. По состоянию на конец мая 2019 года на территориях СЭЗ запущено 183 проекта, из них 46 – с иностранным участием. Объем привлеченных инвестиций достиг 910 млрд тг.

Функционирование СЭЗ оказало положительный эффект на развитие национальной экономики: создано 15,5 тыс. новых рабочих мест, привлечено 150 млрд тенге налоговых поступлений. При этом инвестиционные преференции привлекают внимание также иностранных инвесторов, доля их участия в проектах составляет 27%.

Наиболее эффективная работа по привлечению инвестиций ведется в СЭЗ «Оңтүстік»: на один бюджетный тенге привлечено 15,5 тенге инвестиций. Общий объем инвестиций с 2005 года составил 77,5 млрд тенге. Деятельность СЭЗ ориентирована на рост внутреннего потребительского рынка и организацию экспортно ориентированного производства текстильной продукции.

На втором месте по эффективности – СЭЗ «Морпорт Актау»: на один бюджетный тенге приходится 15,4 тенге инвестиций. Также в ТОП-3 входит СЭЗ «Павлодар», которая на один тенге вложенных средств привлекла 12,3 тенге.

К 2021 году на территориях СЭЗ планируется реализовать 147 проектов на общую сумму более 2 трлн тг, из них в 2019 году готовится к запуску 36 проектов на сумму более 160 млрд тг.

В целях развития малого и среднего бизнеса, а также стимулирования производства, созданы 23 индустриальные зоны в 9 регионах страны. На текущий момент ими реализовано 168 производственных проектов, которые обеспечивают 8,5 тыс. единиц рабочих мест.

Государственные затраты на инфраструктуру ИЗ составили 85,9 млрд тг. Объём привлечённых инвестиций достигает 183 млрд тг. Таким образом, на 1 вложенный бюджетный тенге привлечено 2,1 тенге инвестиций.

К 2021 году на территории ИЗ планируется внедрить 173 проекта на сумму около 520 млрд тенге. В 2019 году готовится к реализации 40 проектов на общую сумму порядка 163 млрд тенге.

Политика страны по поддержке отечественных инвесторов направлена, прежде всего, на развитие национальной экономики и рост благосостояния населения. Для реализации данной цели созданы институты развития, субъекты квазигосударственного сектора, представительства международных финансовых организаций, способные эффективно структурировать финансирование инвестиционных проектов. К числу таких компаний относятся Международный финансовый центр «Астана», Банк развития Казахстана, KazakhExport, Kazyna Capital Management, Kazakhstan Project Preparation Fund, Astana Hub, Фонд «Даму», Национальное агентство по технологическому развитию и др.

В Казахстане особое внимание уделяется усилению политики продвижения казахстанских товаров на зарубежные рынки, а также повышению эффективности защиты внутреннего рынка от некачественных импортных товаров. Данная политика направлена на дальнейшую интеграцию казахстанской экономики в мировую. С этой целью 17 июня 2019 года президент Казахстана подписал указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», согласно которому в Казахстане образовано Министерство торговли и интеграции. Новое ведомство возглавил Бахыт Султанов.

Новому министерству были переданы функции и полномочия Министерства национальной экономики в области формирования и реализации внутренней и внешней торговой политики, международной экономической интеграции, защиты прав потребителей; Министерства индустрии и инфраструктурного развития – в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений; Министерства иностранных дел – по координации деятельности в сфере продвижения экспорта.

Поддержка крупного и среднего бизнеса осуществляется посредством заёмного финансирования, субсидий, долевого финансирования, гарантий и страхования, лизинга, консультативного сопровождения проектов, экспортного и предэкспортного финансирования. Для малого и среднего бизнеса предусмотрены следующие виды поддержки: субсидирование, гранты, консультирование, венчурное финансирование и развитие компетенций.

По итогам 2018 года Банком развития Казахстана профинансировано 63 проекта на общую сумму 5,3 трлн тг. KazakhExport оказал страховую поддержку экспортёров на сумму 90,2 млрд тг, а также торговое и предэкспортное финансирование на 10,3 млрд и 6,9 млрд тг соответственно. Фонд «Даму» поддержал 22,4 тыс. проектов МСБ на сумму 495 млрд тг, а в рамках «Дорожной карты бизнеса» субсидирование и финансирование получили 2,7 тыс. проектов.

Предприятия, получившие поддержку АО «НУХ «Байтерек», за 2018 год реализовали продукции на сумму 2,1 трлн тг. В свою очередь, объём налоговых выплат составил 278,1 млрд тг.

В целом доля выпуска продукции субъектами малого и среднего предпринимательства к ВВП в 2018 году составила 44,4% (в 2017-м – 39,8%). Суммарно предпринимателями реализовано продукции на сумму 26,5 трлн тг. При этом 68,8% продукции выпущено малыми предприятиями, 19,6% – средним бизнесом, 11,6% – индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами. В субъектах МСБ трудоустроено 3,3 млн граждан Казахстана из 8,7 млн занятого населения.

Подписка на новости: