В течение года с момента основания МТИ проводило работу по переформатированию торговой отрасли: от изменения законодательства об общественном контроле за качеством работы продавцов до стратегии развития торговли на ближайшую пятилетку.
Центральное место в преобразованиях занимает проект Государственной программы развития торговли на 2021-2025 годы – это главный итог работы ведомства. Выполнена попытка через единый формат провести основополагающие преобразования торговой отрасли Казахстана.
В настоящее время идут его публичные обсуждения с представителями бизнес-сообщества.
Проектом закладывается реализация задач по пяти направлениям:
- улучшение технического регулирования;
- развитие внутренней торговли;
- расширение внешней торговли в рамках глобальной и региональной экономической интеграции;
- поддержка и продвижение несырьевого экспорта товаров и услуг;
- совершенствование системы защиты прав потребителей.
Как определяет проект, к 2025 году успехи торговой отрасли можно будет измерить следующими целевыми индикаторами:
1) реальный рост ВДС торговли к предыдущему году на 6,2%;
2) снижение доли теневой торговли до 31%;
3) рост численности занятых в торговле на 143,1 тыс. чел. (сегодня в отрасли заняты 1,4 млн казахстанцев);
4) торговое сальдо по несырьевым товарам (экспорт-импорт) $1,3 млрд;
6) потребительский импорт обработанной продукции (без машин и оборудования) $16 млрд;
7) рост доли электронной торговли от розничного товарооборота до 10%;
8) повышение уровня применения национальных стандартов до 75%.
А главная задача министерства в части продвижения казахстанского экспорта – это увеличить несырьевой экспорт товаров и услуг к 2025 году до $41 млрд (в 2019 году этот показатель составил $24,7 млрд).
Одним из главных достижений министерства торговли и интеграции стало обновление законодательства в сфере защиты прав потребителей: поправки приняты парламентом 11 июня т. г.
Реализована инициатива по внедрению трехступенчатой системы рассмотрения жалоб потребителей. Акцент делается на досудебное разрешение спора как между потребителем и продавцом, так и при участии третьей стороны – "защитников", представляющих интересы потребителя. Предполагается, что участие государственных органов будет возможно на втором этапе разрешения спора, в том случае если потребитель не договорится с продавцом. Недобросовестные продавцы, отказывающиеся добровольно устранить нарушения, будут привлечены к адмответственности. В том числе за отказ обменять товар или возвратить деньги и игнорирование претензии потребителя. В рамках досудебного урегулирования потребительского спора приоритет инициативы остается за потребителем.
Третьей ступенью разрешения споров "потребитель-продавец" станет суд.
Также предусмотрена ответственность предпринимателей за неразмещение своих контактов (адреса и телефона), уполномоченного органа и субъектов досудебного регулирования в местах реализации товаров, работ и услуг.
Ведется работа над созданием единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей.
Саян Абаев