17 июня исполнился год с момента создания министерства торговли и интеграции

1221

Краткие итоги работы. 

17 июня исполнился год с момента создания министерства торговли и интеграции

В течение года с момента основания МТИ проводило работу по переформатированию торговой отрасли: от изменения законодательства об общественном контроле за качеством работы продавцов до стратегии развития торговли на ближайшую пятилетку.

Центральное место в преобразованиях занимает проект Государственной программы развития торговли на 2021-2025 годы – это главный итог работы ведомства. Выполнена попытка через единый формат провести основополагающие преобразования торговой отрасли Казахстана. 

В настоящее время идут его публичные обсуждения с представителями бизнес-сообщества. 

Проектом закладывается реализация задач по пяти направлениям: 
- улучшение технического регулирования; 
- развитие внутренней торговли; 
- расширение внешней торговли в рамках глобальной и региональной экономической интеграции; 
- поддержка и продвижение несырьевого экспорта товаров и услуг; 
- совершенствование системы защиты прав потребителей. 

Как определяет проект, к 2025 году успехи торговой отрасли можно будет измерить следующими целевыми индикаторами: 
1) реальный рост ВДС торговли к предыдущему году на 6,2%; 
2) снижение доли теневой торговли до 31%; 
3) рост численности занятых в торговле на 143,1 тыс. чел. (сегодня в отрасли заняты 1,4 млн казахстанцев); 
4) торговое сальдо по несырьевым товарам (экспорт-импорт) $1,3 млрд; 
6) потребительский импорт обработанной продукции (без машин и оборудования) $16 млрд; 
7) рост доли электронной торговли от розничного товарооборота до 10%; 
8) повышение уровня применения национальных стандартов до 75%. 
А главная задача министерства в части продвижения казахстанского экспорта – это увеличить несырьевой экспорт товаров и услуг к 2025 году до $41 млрд (в 2019 году этот показатель составил $24,7 млрд). 

Одним из главных достижений министерства торговли и интеграции стало обновление законодательства в сфере защиты прав потребителей: поправки приняты парламентом 11 июня т. г.

Реализована инициатива по внедрению трехступенчатой системы рассмотрения жалоб потребителей. Акцент делается на досудебное разрешение спора как между потребителем и продавцом, так и при участии третьей стороны – "защитников", представляющих интересы потребителя. Предполагается, что участие государственных органов будет возможно на втором этапе разрешения спора, в том случае если потребитель не договорится с продавцом. Недобросовестные продавцы, отказывающиеся добровольно устранить нарушения, будут привлечены к адмответственности. В том числе за отказ обменять товар или возвратить деньги и игнорирование претензии потребителя. В рамках досудебного урегулирования потребительского спора приоритет инициативы остается за потребителем. 
Третьей ступенью разрешения споров "потребитель-продавец" станет суд. 
Также предусмотрена ответственность предпринимателей за неразмещение своих контактов (адреса и телефона), уполномоченного органа и субъектов досудебного регулирования в местах реализации товаров, работ и услуг. 
Ведется работа над созданием единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей. 

Саян Абаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться