Внедрение новых международных стандартов финансовой отчетности по признанию выручки будет сопряжено с проблемами для многих казахстанских компаний.
Так считает, партнер по аудиту компании Deloitte в Каспийском регионе Даулет Куатбеков. Компаниям, отчитывающимся по МСФО, требуется применить новые требования не позднее 2018 года. Поэтому руководителям уже сейчас следует оценить масштаб возможных последствий.
И первое, на что им нужно обратить внимание, это новые стандарты по учету выручки по договорам с клиентами – МСФО 15, которые предполагают новые правила по срокам признания и детализации доходов.
Новые требования МСФО введены для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли понять из каких конкретно источников идут денежные потоки организации. Для инвесторов и акционеров подробная детализация выручки - один большой плюс, они будут четко знать, за что и в какой момент компания получает доход. А вот руководству самих компаний, по мнению Даулета Куатбекова, придется поменять финансовую политику, бизнес и IT-процесс изменить, возможно, даже пересмотреть схемы налогового планирования, условия договоров, систему продаж и так далее.
Особенно это коснется компаний, предлагающих целый ряд товаров и услуг единым пакетом в таких сферах, как телекоммуникации, строительство, недвижимость, консалтинг, оказание услуг предприятиям горно-металлургического и нефтяного секторов.
К примеру, по условиям контракта, предприятие должно поставить покупателю оборудование, затем в течение шести месяцев обучать людей, которые будут на нем работать, по мере необходимости оказывать техподдержку, а в случае поломки оборудования провести гарантийной обслуживание. Если в контракте может быть прописана одна сумма, в которую по умолчанию входит стоимость всех перечисленных товаров и услуг, то для учета выручки по МСФО ее нужно будет разбивать на отдельные составляющие (с точки зрения сроков признания выручки и делимости обязательств поставщика) и распределять между ними общую цену. В ходе детализации стоимости может выясниться, что 90% суммы контракта идет на поставку оборудования, 5% - на обучение, 4% - на техподдержку и 1% - на гарантийное обслуживание. Но доходы от этих услуг не будут получены одновременно. Выручку от поставки оборудования признают в момент его поставки (то есть сразу), от обучения – по мере проведения мастер-классов (равномерно в течение шести месяцев), от техподдержки – по мере ее оказания, а что касается гарантийного обслуживания, то выручка от него может поступить и через год, в тот момент, когда пройдет гарантийный срок.
С введением новых правил, компаниям придется раскрывать много новой информации, пересматривать процессы бухгалтерского учета, внутреннего контроля, поясняет эксперт. Особенно тяжело придется телекоммуникационным предприятиям. Допустим, сотовый оператор предлагает телефоны в кредит, а вместе с ними в качестве акции продает определенный тарифный план. Клиенты счастливы! Они получают в одном пакете не только товар, но и телекоммуникационные услуги по хорошим тарифам. Но компании нужно разделить выручку от продажи телефона, и оборот от предоставленных услуг, ведь новый стандарт требует четкого деления всех финансовых потоков. Она должна будет отразить в бухгалтерских документах, какая часть платежей относиться к телекоммуникационным услугам, а какая – к финансовым. Также нужно определиться с продажей тарифных пакетов, четко прописать - компания берет плату за время конкретных звонков, или ежемесячно взымает абонентскую плату. Или, к примеру, оператор в общем пакете продает роуминг. Но как быть, если человек не пользовался роумингом? Как показывать и учитывать выручку?
Горно-металлургический и строительный сектора тоже столкнутся с рядом проблем, отмечает г-н Куатбеков. Например, в контрактах по бурению скважин могут указать, что стоимость услуг зависит от человеко-часов, часов работы буровой машины, или прописать сумму за бурение одного погонного метра. Подвох в том, что завершенный объект – это не только скважина, но и построенная вокруг нее инфраструктура. И какая часть денег получена за услуги бурения, а какая – за строительство объектов, эти вопросы теперь нужно будет четко прописать в политиках по признанию выручки.
"Выручку придется детализировать. Это большая задача для руководства, так как они должны поменять внутренние процессы, политики сбора информации. Организациям уже сейчас следует провести критический анализ имеющихся в настоящий момент данных, чтобы выявить пробелы между тем, что отслеживается сейчас, и тем, что потребуется для раскрытия информации в соответствии с новым стандартом. Один из возможных способов проведения такого анализа – подготовка макета финансовой отчетности организации, исходя из требований нового стандарта", - считает представитель компании Deloitte.
Грядущий переход грозит и тем, что в отчетах будет трудно сравнить данные представленные по новым требованиям и старым. Сопоставить информацию в представленных в отчетности периодах нужно будет методом ретроспективы. То есть исторические данные тоже нужно будет проанализировать и условно разбить выручку на различные категории. Такой анализ может быть затратным и сложным, особенно для компаний, имеющих долгосрочные договоры.
Стандарт также требует раскрытия некоторой информация об оставшейся сумме обязательств, подлежащей исполнению. Это может потребовать внесения значительных изменений в процессы сбора данных и IT-системы. Публичным коммерческим организациям следует учесть тот факт, что необходимо будет раскрывать информацию в промежуточных периодах.
Однако, все большее число казахстанских компаний начинает осознавать пользу от ведения учета в соответствии с МСФО, благодаря улучшенной сопоставимости и прозрачности. Процесс перехода на новые стандарты может быть довольно трудоемким, поэтому специалисты компании Deloitte предлагают свою помощь. Они готовы оказать поддержку в разработке политики и процедур, путем проведения анализа несоответствия между информацией, доступной в настоящий момент, и данными, необходимыми для аудита. Компания Deloitte поможет понять принципы, лежащие в основе стандартов, осознать практические последствия перехода. Академия Deloitte и ее специалисты по проведению внутренних тренингов готовы разработать индивидуальную программу обучения по МСФО, и дать рекомендации и практические советы по процессу перехода.
"Мы более 20 лет работаем на рынке, проводим аудит в казахстанских и международных предприятиях. Сейчас у нас 500 консультантов и из них 99% - граждане Казахстана. Мы очень много инвестируем в профессиональное развитие сотрудников, разрабатываем и внедряем различные программы обучения, даем возможность приобрести международную квалификацию. Это – наше главное достижение. Поэтому нашей компании доверяют крупнейшие предприятия, которые листингуются, как на казахстанской, так и на лондонской биржах", - сообщает управляющий партнер компании Deloitte в Каспийском регионе Марк Смит.
За последние 10 лет казахстанский офис Deloitte успешно прошли проверки со стороны регуляторов из США и Великобритании. Кроме того, работу местных аудиторов контролируют эксперты из других офисов компании, так сказать проводят внутреннюю ревизию. "Не зря Deloitte считается кузницей кадров в сфере аудита и консалтинга", - отмечает Марк Смит.
Компания постоянно проводит обучение по МСФО. Кроме того, Deloitte может помочь прописать политику предприятий в рамках новых стандартов. Правда, эта услуга оказывается тем организациям, которые не являются клиентами по аудиту компании. Опыт и методику Deloitte перенимают другие участники рынка, но мало у кого есть такие возможности, как у представителя "большой четверки".
"В Deloitte есть своя группа оценщиков, IT-консультантов, специалистов по расследованиям в случае мошенничества. Необходимых экспертов компания всегда может пригласить из офисов за рубежом. А это значит, что на документы, разработанные Deloitte, всегда можно положиться" - подчеркивает управляющий партнер компании Deloitte в Каспийском регионе Марк Смит.
Зоя Искакова