Межведомственная комиссия с участием Комитета госдоходов, минфина, КНБ, мининдустрии, антикора и НПП "Атамекен", созданная главной транспортной прокуратурой, выяснила причины диких очередей из фур и машин, на которые неоднократно жаловались грузоперевозчики. Они уверяли, что и электронная очередь не спасает, а где-то даже усугубляет ситуацию.
С 24 по 31 марта 2023 года межведомственной рабочей группой осуществлен выезд в пункт пропуска "Нур Жолы", где проведены встречи с грузоперевозчиками и представителями государственных и уполномоченных органов.
Установлены причины возникновения проблемных вопросов с принятием совместных мер, направленных на защиту прав добросовестных грузоперевозчиков и обеспечения прозрачности процесса электронной очереди.
"Как выяснилось, приграничный ажиотаж возник из-за несовершенного алгоритма работы программы "E-border", которая позволяла "бронировать" места в очереди путем использования регистрационных данных легковых и сельскохозяйственных автомашин, а также автобусов, собственники которых не имели цели выезда в КНР для перевозки грузов.
Ситуация усугублялась тем, что активизировался "рынок теневых услуг" по перевозке грузов, расценки которых достигали до 40 тысяч долларов США", - отметили в ведмстве.
По рекомендации рабочей группы из очереди исключены порядка 2000 автотранспортных средств, в том числе легковых, а также ранее снятых либо не состоящих на учете. Дальнейшее же использование списка по "E-border" решено прекратить с 16 апреля т.г.
В новой системе электронной очереди "CarGoRuqsat" вышеуказанные пробелы учтены посредством интеграции с базами данных органов внутренних дел, что не допускает различные спекуляции с очередностью.
"Также, на территории пункта пропуска находилось около 80 брошенных большегрузов, водители которых длительное время затягивали выезд в КНР для искусственного удорожания стоимости услуг по перевозке. В целях недопущения подобных фактов подготовлен проект поправок в Технологическую схему, согласно которым впредь грузоперевозчики могут находиться на территории пункта пропуска не более 72-х часов", - сообщили в прокуратуре.
Были озвучены и сложности по оформлению виз в КНР. Большинство водителей не имеют визы и вынуждены за определенную плату договариваться с теми, у кого она есть.
Главной транспортной прокуратурой рекомендовано МИДу широко освещать порядок и условия получения виз, а также при необходимости провести выездные встречи с грузоперевозчиками по данному вопросу.
Для улучшения условий по получению международного разрешения на перевозку грузов по инициативе ГТП подписан совместный приказ МИИР и КГД, предусматривающий его выдачу непосредственно на пункте пропуска, а также исключению излишних требований для грузоперевозчиков.
Мониторинг ситуации на данном пункте продолжается.
Ранее сообщалось, что бизнес все активнее жалуется на проблемы на казахстанско-китайской границе – Ашимбаев.