С 14 по 18 ноября в комитет по защите прав потребителей поступило 590 обращений.
В 329 случаях заявителям оказана правовая помощь, 287 обращений удовлетворено, 75 перенаправлено по компетенции. Проведена 1 проверка субъекта бизнеса, 4 иска направлено в суд. 1 предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в 76,6 тысяч тенге. За неделю потребителям возращено 12,2 млн тенге.
Статистика показательна – в любой негативной ситуации есть позитивный исход, считают в КЗПП.
В Акмолинской и Актюбинской областях благополучно разрешилась проблема пятерых потребителей, купивших в ТОО "Silk-A" и ТОО "SMstore" массажные накидки. Не ощутив их целебных свойств, покупатели решили вернуть изделия, но встретили несогласие продавцов. Местные департаменты по защите прав потребителей помогли гражданам составить претензии в адрес магазинов, провели переговоры с их колцентрами. В конечном счете, покупателям вернули в общей сумме более 4,4 млн. тенге.
6 раз за неделю казахстанцы приобретали бракованную технику с прилавков магазинов. В Костанайской и Туркестанской областях жителям были проданы неисправные ноутбуки за 800 тысяч и 349 тысяч тенге соответственно, а в Павлодаре – некачественный телефон за 450 тысяч тенге.
Кызылординец стал обладателем дефектной морозильной камеры, а жителям Мангистауской и Жетысуской областей не повезло со стиральной машиной и утюгом. Во всех эпизодах территориальные ДЗПП оказали гражданам правовое содействие в составлении досудебной претензии. В итоге потребителям возвратили их деньги или обменяли товар.
Астанчанин заключил договор о долевом участии в жилищном строительстве с одним из ТОО. Но спустя какое-то время дольщику начислили пеню в размере 440 тысяч тенге якобы за несвоевременную оплату за квартиру. Как выяснили в столичном ДЗПП, вины потребителя в этом не было. Департамент направил застройщику запрос, ссылаясь на Закон "О защите прав потребителей". После этого спор между участниками сделки был урегулирован, и потребителю списали всю сумму неустойки.
В 5 случаях не без помощи ведомства заказчикам вернули деньги за некачественные мебельные изделия.
Вот некоторые из фактов. Жительница Жамбылской области купила в магазине горку, в которой отклеилось зеркало, сломалась полка от тяжести тарелок. Магазин отказался вернуть деньги, предложил ремонт, но покупательница не согласилась. Юридическая помощь департамента в подготовке претензии о возврате денег сработала – все средства в размере 560 тысяч тенге вернулись заявительнице.
Подобный финал имел место в Акмолинской области, где женщина получила от салона назад свои 488 тысяч тенге за кухонную мебель ненадлежащего качества.
А в Жамбылской области клиентке мебельного магазина после юридических требований вернули её 320 тысяч тенге за диван, который не подошел по размеру.
В Абайской области представители ДЗПП провели беседу с предпринимателем, который отказывался возвращать денежные средства за изготовленную мебель. Дело было в том, что при установке кухонного гарнитура стоимостью 480 тысяч тенге заказчица заметила несоответствие мебельного творения оговоренному качеству и калибрам. Изготовителю пришлось уважить закон и отдать деньги заказчице.
Ежедневные сводки пестрят схожими случаями. Дорогостоящие обои низкого качества, бракованные или несоразмерные вещи из бутиков и онлайн-магазинов, некачественные автозапчасти и другие изъяны торговли становятся причиной гражданских разбирательств. Потребителю остается быть наготове и призывать к ответственности недобросовестных бизнесменов.
Эти жизненные истории учат повышать правовую грамотность и отстаивать свои законные позиции. Жалобу в случае нарушения потребительских прав подать легко с помощью онлайн-сервиса "E-tutynushy". Специалисты Комитета консультируют граждан по телефонам бесплатной "горячей линии": 8-7172-74-98-32, 8-7172-74-98-36.