Уже сегодня больше половины водителей – это люди предпенсионного и пенсионного возраста. Молодежь, несмотря на высокие зарплаты, устраиваться водить автобусы не спешат. Те, у кого есть желание – не могут получить соответствующую категорию. Почему, расскажет Atameken Business.
В костанайских автобусных парках 60 процентов водителей предпенсионного возраста. Руководство автопарков говорит, что еще пару лет, и управлять городскими автобусами будет попросту некому.
Галым Мухтаров работает водителем автобуса уже 35 лет. Он четвертый месяц на пенсии, но до сих пор трудится. Найти замену профессиональному шоферу не могут, да и не хотят: с кадрами в автопарках прям беда. Рабочий день Галыма Мухтарова начинается в 6 часов утра и длится до 11 вечера. Молодежь, говорит он, такие условия труда пугают.
"Сложность, наверное, в том, что рано надо вставать, поздно заканчивать. Потом работа такая, колесо крутишь-крутишь, без остановки. На обед и дальше поехал, паузы не большие, минут 10-15. За это время успеваешь пообедать и дальше поехал", - говорит водитель автобуса Галым Мухтаров.
Но дефицит кадров сложился не только из-за нежелания молодежи. Получить категорию Д большинство из них не могут. В 2014 году законом "О дорожном движении" были ужесточены требования к водителям пассажирских автобусов. Они должны быть возрастом не менее 25 лет и иметь три года вождения микроавтобусами за плечами. Получить этот опыт в Костанае, например, нет возможности: маршруток на городских линиях нет. С последствиями кадрового голода автопарки сталкиваются уже сегодня.
"Это сказывается на интервале движения, это сказывается на том, что мы, имея затруднение с водительским составом, иногда не можем полностью выставить тот транспортный состав на линию, который будет соответствовать требованиям", - считает Заместитель директора автопарка Юрий Панасенко.
Автопарки просят законодателей пересмотреть требования для водителей автобусов. Ведь три года опыта на микроавтобусах для получения категории Д, по их словам, слишком много. За это время молодые люди, как правило, находят другую работу, а автопарки остаются без кадров. В противном случае, перевозчики будут вынуждены приглашать водителей автобусов даже не с соседних регионов, а с других стран.