90% рынка такси сегодня находится в тени, и только 10% из них являются официальными извозчиками. На данный момент активно работают интернет-службы, они стали узнаваемыми и востребованными среди граждан. Как будет регулироваться этот рынок со стороны государства и где цены за такси выгоднее, расскажет моя коллега Алма Бажкенова.
Алма Бажкенова, корреспондент:
"С развитием технологий деятельность интернет-сервисов и агрегаторов становится более популярной. Для того чтобы вызвать дешевое такси, люди все чаще используют смартфон. Но, как утверждают таксомоторные компании, в этом случае люди совсем не думают о своем здоровье.
В Казахстане порядка полумиллиона человек работают в сфере частного извоза или такси. Многие из них сотрудничают с такими сервисами, как "Яндекс", Uber "Индрайвер" и так далее. Их в ассоциации транспортников Астаны называют нелегалами. По их данным, сегодня 90% рынка такси находится в тени, и только 10% из них являются официальными извозчиками.
Медет Курманов, председатель ассоциации транспортников Астаны:
"Зачастую люди понимают, что, остановив автомобиль на улице, доехал от точки "А" до точки "Б" – что это услуга такси. Но на самом деле это нелегальные перевозчики. Поэтому люди зачастую не понимают, чьими услугами они пользуются. В соответствии с этим есть риски при данных поездках".
Между тем преимуществами официалов считается то, что они могут ездить по выделенной для автобусов линии. Еще один спорный плюс – пассажир якобы застрахован от различных проблем. А вот если говорить о цене за проезд, то у официалов она на порядок выше. При этом только за приезд машины во двор необходимо заплатить 500 тенге. Дальше тариф идет за каждый километр.
Ербол Алмагамбетов, водитель такси:
"Сейчас единые службы такси они в три раза дороже берут и для клиентов это сейчас тоже дешевле. "Яндекс" и "Индрайвер" намного дешевле и нам тоже выгоднее. Например, в индрайвере 350 тенге закинул и 8 часов без проблем работай. "Яндекс" то же самое, 10% только берет с заказа".
Медет Курманов, председатель ассоциации транспортников города Астаны:
"Мы решили что будем создавать республиканскую ассоциацию служб России с Казахстаном. Мы хотим понять цели и задачи наши. То есть, как вы знаете, рынок такси на сегодня регулируется государством, и не везде это получается эффективно. То есть традиционно такси тяжело вызвать, нет меры ответственности перевозчиков, работают интернет-службы, они стали популярными, и часто происходит так, что в основном везде преобладает нелегальный извоз".
Среди других инициатив властей – это разработка отдельного закона о транспорте или поправок в действующие. По мнению игроков рынка, новый документ позволит навести порядок в сфере такси и легализовать различные онлайн-сервисы по оказанию услуг извоза.
Алма Бажкенова