Академия педагогических наук предлагает внедрить институт наставников учителей для повышения качества среднего образования в РК

1061

Академия педагогических наук предлагает внедрить институт наставников учителей для повышения качества среднего образования в РК

Президент Академии педагогических наук Казахстана академик Аскарбек Кусаинов предлагает на разработанной им научной основе создать комплексную программу повышения качества среднего образования, которая дополнит госпрограмму повышения качества образования и науки Казахстана на 2016-2019 годы.

"Как показывают международные и внутренние исследования, по ряду показателей качество среднего образования у нас снижается. Для повышения качества образования необходимо повысить качество всех ее составляющих. Ими являются: стандарты и учебные программы, учебная литература, профессионализм педагогических кадров, мониторинг образования, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, качество и эффективность НИР в области образования, система управления", - сказал Аскарбек Кусаинов на пресс-конференции в Алматы, пишет "Интерфакс-Казахстан".

По его словам, в настоящий момент в Казахстане происходит переход на новое содержание образования. В 2016/2017 учебном году первоклассники занимались по новой программе, а в предстоящем 2017/2018 учебном году заниматься по новой программе и новым учебникам будут ученики 2-го, 5-го и 7-го классов.

"Сначала нужно проводить системную работу по повышению качества всех составляющих, обеспечивающих повышение качества образования первого класса. К началу следующего учебного года такая же работа должна была быть проведена для 2-го, 5-го и 7-го классов, которые будут обучаться по новому содержанию образования. Тогда повысится качество образования в этих классах на новый уровень. В последующих учебных годах должны быть выполнены такие же работы. Это требует организованной и планомерной работы многих институтов, центров, организаций, управлений образования, вузов, колледжей, школ, издательств, ученых и учителей", - отметил он.

Аскарбек Кусаинов считает, что в первую очередь необходимо повысить профессионализм педагогических кадров.

"Хороших учителей могут воспитывать только хорошие учителя! Необходимо создать все условия для того, чтобы учителя учились друг у друга, вместе планировали уроки и помогали друг другу совершенствоваться. Самым эффективным путем повышения квалификации является работа учителей с наставниками. Нам надо создать полноценно действующий институт коучеров", - сказал он.

"Мы предлагаем министерству образования и науки 10 тысяч опытных учителей-методистов выбрать наставниками и, доплачивая им в месяц по 40 тысяч тенге, поручить им в течение года каждому повысить квалификацию шестерым учителям. При такой постановке вопроса они будут качественно повышать квалификацию в течение года 60 тысячам учителей. Для этого этим 10 тысячам наставников надо будет заплатить в течение года 4,8 млрд тенге. То есть квалификацию всех учителей школ, где обучаются около 90 процентов всех учащихся Казахстана, можно качественно повысить в течение двух-трех лет, создавая реально действующий институт наставников", - сказал академик.

Кроме того, Аскарбек Кусаинов отметил, что в развитых странах учителям назначены достойные базовые заработные платы, так как уровень начальной зарплаты оказывает существенное влияние на выбор учительской профессии. Когда профессия учителя приобретает высокий статус, учителями становятся более талантливые люди, что приводит к дальнейшему повышению статуса этой профессии.

Второе, что необходимо сделать, по мнению Аскарбека Кусаинова, это повысить качество учебной литературы.

"У нас наука учебниковедения не развита, авторам не создаются необходимые условия, они пишут свои учебники в свободное от основной работы время и в кратчайшие сроки за 9-10 месяцев", - сказал он.

По его словам, для создания качественной учебной литературы необходимо создать теоретическую основу разработки учебной литературы и инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) с учетом мирового опыта; организовать обучение авторских коллективов; организовать единый авторский коллектив для разработки линейных учебников или ИУМК, состоящих из учебников с мультимедийными пособиями и УМК, по одному предмету для всех классов обучения; создать единую концепцию разработки линейных ИУМК; разработать систему критериев теоретической и практической экспертизы учебников и УМК; подготовить экспертов по оценке качества учебной литературы; определить ответственность авторов, экспертов и издательств по созданию учебной литературы.

Третье условие - повышение качества мониторинга образования, считает академик.

"Сочетание мониторинга и корректирующих мер имеет первостепенное значение для обеспечения стабильно высокого уровня преподавания во всей системе образования, считают ученые. У нас не создан единый инструментарий по оценке достижений образования, не развита наука о педагогических измерениях оценки достижения образования – педагогическая квалиметрия и тестология. Поэтому в настоящее время мы не можем осуществить мониторинг качества среднего образования", - отметил он.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться