За 2021 год для получения экспертного заключения в Палату предпринимателей ВКО поступило 398 проектов НПА. Без замечаний прошли 263 проекта, возвращены с пометкой "Без рассмотрения" 62 проекта в связи с тем, что они не затрагивают интересы субъектов бизнеса. По 73 проектам, что составило 18%, эксперты сделали замечания, передает inbusiness. kz.
По данным пресс-секретаря Палаты предпринимателей ВКО Христины Дорошенко, из всего числа поступивших НПА 28% касались вопросов государственного управления, 37% – агропромышленного комплекса, 12% – социального обеспечения, 9,8% – жилищно-коммунального хозяйства, 5,5% – налогов и других вопросов.
Проблема ошибок местных исполнительных органов при разработке НПА оказалась столь важной, что ее обсудили на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей ВКО. Как выяснилось, чаще всего ошибаются акиматы сельских округов. Они предоставляют неполный пакет документов, затем получают их обратно на доработку, и так несколько раз.
Как сообщила на заседании эксперт отдела Палаты предпринимателей ВКО Айжан Жангирханова, в основном разработчики нарушают требования законодательства в части отражения в пояснительных записках результатов расчетов, которые подтверждают снижение или же увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта.
Проще говоря, в акиматах не знают, какими будут последствия от вводимых норм, не умеют делать соответствующие расчеты. Из-за этого пояснительная записка составляется формально.
"Кроме того, разработчики нарушают требования законодательства в части уведомления о размещении проекта НПА, затрагивающего интересы бизнеса, на интернет-портале открытых нормативно-правовых актов, – объяснили в Палате предпринимателей ВКО. – Это происходит и при каждом последующем их согласовании с заинтересованными госорганами. Помимо этого, разработчики НПА не дают информацию об обязательном опубликовании проектов НПА в средствах массовой информации, включая размещение на интернет-ресурсах".
При этом нет взаимосвязи между исполнительными органами одного района. К примеру, Палата предпринимателей ВКО рассматривала проект решения маслихата Жарминского района "Об утверждении минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума". Проект был представлен отделом ЖКХ Жарминского района, а затем аппаратом акима Жарминского района – практически одновременно. Аналогичная ситуация сложилась по проектам НПА, представленным местными исполнительными органами района Алтай и города Усть-Каменогорска. Есть факты, когда НПА неоднократно возвращались по тем же основаниям, что и в первый раз. Такие случаи зафиксированы в Усть-Каменогорске, Риддере. В Палате предпринимателей ВКО сделают анализ ошибок госорганов, допускаемых при разработке НПА, и укажут конкретные структуры, наиболее часто допускающие такие ошибки.
Ольга Ушакова