На брифинге в СЦК руководитель службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Саян Ахметжанов сообщил, что Антикор выявил оррупционные схемы в организации перевозки грузов. Из-за отсутствия автоматизации и несовершенства правовых актов чиновники от КТЖ имеют возможность искусственно создавать административные барьеры и вынуждают бизнес давать взятки за получение вагонов. Все это подтверждается материалами расследуемых уголовных дел.
"Учитывая, что в среднем в месяц по стране КТЖ осуществляет подачу почти 400 тысяч груженых вагонов, суммы незаконного вознаграждения могут достигать нескольких миллиардов тенге. Агентством данные проблемы обсуждены с руководством КТЖ, общественностью и бизнес сообществом. Внесены соответствующие рекомендации, качественное исполнение которых взято на контроль", - сообщил руководитель Службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Саян Ахметжанов на брифинге.
Так, по его данным, за последние 5 лет зарегистрировано 139 уголовных дел в отношении должностных лиц КТЖ и его подведомственных организаций (2018г. – 34, 2019г. – 81, 2020г. – 8, 2021г. – 4, 9 мес.2022г. – 12), по ним осуждено 54 лица.
"В октябре этого года осужден руководитель Костанайского филиала "КазТемирТранс" Усабеков, который организовал преступную схему и получал о предпринимателей взятки за предоставление вагонов, суммы варьировалась от 100 тыс. до 1 млн тенге", - добавил Ахметжанов.
Коррупционные риски и созданные административные барьеры мешают развитию бизнеса, влияют на ценообразование и не способствуют развитию транспортно-логистического потенциала страны.