"Арестовать их!": депутат – о блогерах, рекламировавших онлайн-казино

279

Суд Астаны возбудил дело против блогера Ерболата Жанабылова после его громкого "розыгрыша" автомобилей в соцсетях.

"Арестовать их!": депутат – о блогерах, рекламировавших онлайн-казино Фото: Depositphotos

Агентство по финмониторингу тем временем объявило охоту и на других инфлюенсеров. С начала года там выявили 34 блогера, замешанных в рекламе онлайн-казино. Среди них — популярные личности с миллионными аудиториями. Некоторых из них уже наказали, но тенденция тревожная: с каждым годом ситуация только усугубляется. Сколько зарабатывают блогеры на рекламе "ставок" и какие поправки в закон нужны, чтобы остановить этот поток? Ответы искала корреспондент Atameken Business.

Роскошные виллы, бесконечные путешествия и жизнь без забот — именно так в соцсетях себя показывает блогер Кайсар Камза. Его два с половиной миллиона подписчиков наблюдают, как он отдыхает за границей, тусуется и даже жарит мясо страуса. Вместе с красивой картинкой он еще и рекламирует азартные онлайн-игры.

А вот семейный блог Диляры Аманкоскызы собирает 1,7 миллиона подписчиков. Казалось бы — милые видео про ребенка и мужа. Но в ленте появляется и другое: выигрыш в онлайн-казино почти в полмиллиона. Диляра тут же советует "попробовать и вам" и использовать якобы выгодный промокод. Этот же сценарий использует и Арина Байкова. Только вот нюанс: среди их аудитории — не только взрослые, но и несовершеннолетние.

Как выяснилось, за такую рекламу платят немалые деньги. Причем не только блогерам, но и лидерам мнений. Известный киберэксперт Евгений Питолин, который ведет собственный авторский блог, рассказывает: ему предлагали миллион тенге за пост с казино. Но эксперт от такого "заработка" отказался. А вот крупным блогерам, по его словам, суммы обещают куда жирнее. Только вот здесь не все так глянцево, как в их сторис: играя в онлайн-казино, люди теряют не только средства, но и личные данные. А мошенники лишь ждут момента, чтобы украсть пароли и банковские карты.

"Если вы на эту платформу вводите какие-то свои платежные данные, то, несомненно, преступники могут воспользоваться. Потому что вряд ли кто-то будет думать, что, например ввести просто, например, номер карточки или ввести там номер карточки, срок годности и CVC-закон. Например, что он попросит, но с большой вероятностью, соответственно, он их введет в эту систему, если эта машина вам включить не должен. Ну и дальше усложняю эту схему, если денег, естественно, он не получит, обратится в поддержку и попросит, ну, сейчас тебе придет код, продиктуй его нам, и мы тебе поможем. Ну, и вот этот код потенциально может быть кодом от егов, от телебанка, там, и от чего угодно еще", -  говорит сопредседатель комитета информационной безопасности Альянса QazTech Евгений Питолин.

Благо, за тем, как блогеры рекламируют онлайн казино, следят не только обычные люди, но еще и сотрудники агентства по финмониторингу. Сегодня они опубликовали список всех "горе-инфлюенсеров", замешанных в продвижении азартных игр. В нем — 34 фамилии. 11 из них уже наказаны, остальные дела переданы в минкультуры. Причем речь идет не о случайных ошибках, а о систематическом игнорировании закона. Так, хип-хоп исполнитель Baller только в этом году пять раз попадал под административку за рекламу казино. Музыкант Ринат Шамшырак тоже отметился в протоколах. В поле зрения АФМ — и другие персонажи.

 "Кайсар Камза развернул циничную и откровенно деструктивную деятельность в собственном Telegram-канале, где систематически пропагандирует участие в незаконных азартных играх. Он распространяет подробные инструкции по регистрации в одном из онлайн-казино, а также публикует постановочные видеоролики с "победителями" и их мнимыми выигрышами, вводя свою аудиторию в глубокое заблуждение. Полученные от этой рекламы доходы он демонстративно тратит на роскошный и разгульный образ жизни – путешествует, останавливаясь в дорогих отелях Юго-Восточной Азии, ОАЭ, Турции и других стран", - сообщил официальный представитель АФМ РК Ернар Тайжан.

По данным АФМ, за рекламу онлайн-казино блогер-трансгендер нико нет получил свыше 8 миллионов тенге. А Нургазы Токтаров, известный как Nakonay Qarapaiym, устроил в соцсетях настоящую кампанию по затягиванию людей в азартные игры и регистрацию на сайтах казино. Заработал он на этом 15 миллионов. Ирония в том, что почти половину суммы проиграл в тех же самых онлайн-казино, которые рекламировал. Эксперты отмечают: даже если блогеров штрафуют за подобную рекламу, они все равно остаются в плюсе. Именно поэтому инфлюенсеры и продолжают рисковать. А вот заставить их вернуть незаконно заработанные миллионы удается далеко не всегда.

"Мы наблюдаем такой скрытый момент, когда заказчик и блогер может договориться и иная часть перевести как безналичным, который будет последующим при выяснении обстоятельств и наказание данного блогера будет конфисковано, а другую часть могут принести наличными, то есть лично передать. Эта сумма нигде не фиксируется", - сказал юрист Рауан Калиев.

Эксперт говорит: онлайн-казино блокируют только по решению суда. Но пока печать на бумаге подсохнет, новый сайт уже вовсю работает. В прошлом году закрыли больше 22 тысяч таких ресурсов, но это гонка без финиша. У государства не хватает ни людей, ни технологий, чтобы успевать за этим "конвейером". Именно поэтому мажилисмен Нартай Сарсенгалиев предлагает ужесточить законы против блогеров, которые делают большие деньги на незаконной рекламе.

 "Тем, кто запускает рекламу, ведущую людей к порокам, штрафы необходимо не просто выписывать, а увеличивать в разы. Даже административный арест можно применять. Помимо этого, я считаю, что нужно ввести механизмы блокировки их страниц и других ресурсов. Ведь это страницы, на которые они ежедневно заходят. Это их основной источник заработка. Они живут за счет рекламы на этих страницах", - сказал депутат мажилиса парламента Нартай Сарсенгалиев.

Самое печальное — блогеры рекламируют не только казино, но и устраивают "розыгрыши". Суд Астаны возбудил дело против Ерболата Жанабылова за незаконную акцию с автомобилями. В Instagram обещали разыграть 11 машин бесплатно. Но оказалось, что для этого нужно купить онлайн-курс за 30 тысяч тенге. Жалоба на блогера и его супругу поступила в комитет по регулированию игорного бизнеса и лотерей. Заявитель потребовал проверить, соответствует ли конкурс закону.

Оборот казахстанских инфлюенсеров на онлайн-курсах превысил 500 млн долларов и может достичь 2 млрд. Депутат Жаркынбек Амантай называл их "мошенниками, торгующими пустыми знаниями". Вопрос регулирования инфобизнеса поднимается не первый год: еще в 2023-м запускали петицию с требованием ужесточить наказание за продажу бесполезных курсов, но она осталась без реакции властей.

Читайте по теме:

Популярные казахстанские блогеры попались на нарушении закона: что им грозит

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться