Теперь отечественные и иностранные компании имеют доступ к экологически чистому и качественному сырью. Первая партия, а это 500 тонн, прибыла в Алматы сегодня. Для ее хранения и дальнейшего распространения по аэропортам компания Sterling Energy наладила всю необходимую инфраструктуру. Atameken Business расскажет подробнее.
Этот момент можно по праву считать историческим. 17 автоцистерн, 500 тонн авиационного топлива международного стандарта Jet-A1 прибыли в Алматы из нефтеперерабатывающего завода PetroChina International Alashankou из города Душаньцы. Ключевыми партнерами и первыми импортерами китайского авиакеросина в страну выступают отечественный холдинг Sterling Energy и компания "КазМунайГаз – Аэро". Компания Mercury Energy, входящая в бизнес-структуры Тимура Кулибаева, обеспечивает хранение и дальнейшее распределение топлива. Первый объём предназначен для международного аэропорта г. Алматы.
"Это новый вид топлива для Казахстана, которого здесь не было. Кроме этого, его стратегическая важность заключается в том, что это возможность для Казахстана присоединиться к мировому авиасообществу. Поскольку, этот вид топлива отвечает установленным мировым стандартам", - говорит генеральный директор компании "Mercury Energy" Максат Ахметжанов.
Появление на казахстанском рынке нового вида авиакеросина теперь открывает дополнительные возможности перед авиаперевозчиками. Именно поэтому планируется увеличить объемы поставок. Пока в рамках действующего контракта в Казахстан завезут 1000 тонн высококачественного топлива. Однако в последующем поставки увеличатся и появится возможность полностью покрыть потребности внутреннего рынка. К слову, в стране наблюдается устойчивый рост авиаперевозок, в этом году показатель вырос на 13%. А по подсчетам экспертов, к 2030 году дефицит авиакеросина может вырасти с действующих 300–350 тыс. тонн в год до 500-600 тыс. тонн. Поэтому переход Казахстана на мировой стандарт Jet A-1 создаст конкурентное преимущество для отечественных аэропортов в обслуживании трансконтинентальных рейсов.
"В виду того, что наблюдается рост авиаперевозок и есть определенный дефицит, мы традиционно наши три нефтеперерабатывающих завода. которые выпускают авиатопливо, плюс мы традиционно завозили из Российской Федерации, Республики Беларусь, ну вот теперь новый рынок нам открылся – Китайской народной республики. Это экологический чистый продукт, наряду с теми типами топлива, как РТС-1 — это еще Jet - 09,10", - отмечает начальник ТЗК компании "Mercury Energy" Талгат Тажибаев.
Для хранения этого топлива всю инфраструктуру создали почти с нуля. Сейчас на этой базе можно держать до 19 тысяч кубов топлива, 10 тысяч кубов из этого объема предназначается для топлива марки Jet A-1. На сегодня такие условия есть только у столичного аэропорта и компании Меркурий Энерджи в Алматы. Таким образом, компания Sterling Energy модернизирует свою перевалочную нефтебазу "Dostyk Refinery" с уникальной инфраструктурой для перевалки нефтепродуктов. Кроме этого, компания Меркурий Энерджи открыла специальную лабораторию для контроля качества топлива Jet A-1.
"Мы ездили рабочей группой на завод, посмотрели там процесс, как производится топливо, были в лаборатории заправочного комплекса в Шанхае, посмотрели, как у них процедуры эти проходят, в общем-то немножко познакомились с этим топливом, да. Получили пробы себе сюда, посмотрели, понюхали, проанализировали немного те показатели, которые можем, затем, чтобы в дальнейшем уже выполнять процедуры, которые потребуются от нас", - объясняет начальник лаборатории АГСМ компании "Mercury Energy" Вера Шашкова.
К слову, диверсификация поставок за счет импорта авиатоплива из Китая позволит снизить зависимость от традиционных маршрутов. А еще – решит второй вопрос: обеспечение энергетической безопасности авиационной отрасли Казахстана.
Читайте по теме:
Китайские НПЗ впервые экспортировали в Казахстан авиакеросин