Мероприятие прошло под председательством председателя комитета логистики и перевозок президиума НПП РК "Атамекен" Сауата Мынбаева с участием представителей Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, представителей аэропортов и авиакомпаний. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
На заседании председатель подкомитета по гражданской авиации комитета логистики и перевозок президиума НПП РК "Атамекен" Булат Наурзалиев озвучил итоги работы за 2018 год и обозначил ряд приоритетных вопросов, включенных в проект дорожной карты на текущий год.
В частности, бизнес обеспокоен ограниченностью предложений на наиболее востребованных международных авиамаршрутах. По мнению бизнес-сообщества, необходимо к имеющимся межправительственным соглашениям с Россией, Турцией, странами ЕС и Китаем дополнительно назначить по два перевозчика с каждой стороны.
"Сегодня бизнес столкнулся с неконкурентной ситуацией на рынке. В настоящее время на наиболее востребованные международные маршруты из Алматы и Нур-Султана в Москву, Стамбул, Пекин, Франкфурт назначено по одному перевозчику от каждой стороны. Мы видим, что предложения на маршрутах ограничены, что приводит к повышению тарифов", – отметил вице-президент АО "Авиакомпания SCAT" Даулет Хамзин.
Также, вице-президент АО "Авиакомпания Air Astana" Денис Иванов добавил, что в связи с действием 72-часового безвизового режима для КНР и Индии для казахстанских перевозчиков открываются новые авиамаршруты.
"В этом году рост транзитных пассажиров из КНР и Индии увеличился. Например, в 2018 году остановку в Нур-Султане и Алматы совершили 23 тысячи пассажиров", – отметил Денис Иванов.
По словам Даулета Хамзина, правительство КНР возмещает авиакомпании часть затрат если граждане посещают города Великого Шелкового пути, и он предложил открыть дополнительные направления в Шымкент и Тараз.
Бизнес-сообщество обратилось к представителям Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК с просьбой обратить внимание на предложения бизнеса при разработке госпрограммы "Нурлы жол" на 2020-2025 годы.
Так, авиаперевозчики предлагают вернуть субсидирование процентной ставки для приобретения воздушных судов. Данная практика действовала в Казахстане до 2013 года, однако отмена субсидирования кредитных ставок негативно отразилась на обновлении флота.
"Теперь операционный лизинг стал более предпочтительной формой пополнения флота самолетов, чем приобретение в собственность. Бизнесу стало выгодно, невзирая на то, что на рынке лизинга в большинстве представлена подержанная техника", – рассказал Даулет Хамзин.
В свою очередь председатель правления Международного аэропорт Петропавловска Марат Хасенов озвучил некоторые проблемы аэропортов Казахстана. К основным проблемам функционирования аэропортов относятся слабое техническое оснащение и износ наземной инфраструктуры, недостаточная оснащенность аэродромов точными системами захода на посадку, значительный износ спецтехники. Необходимо провести работы по совершенствованию инфраструктуры аэропортов в соответствии с международными стандартами.
Марат Хасенов подчеркнул, что развитие аэропортов – длительный и ресурсозатратный процесс, который требует беспрерывного функционирования, чего невозможно достигнуть без покрытия операционных затрат.
"Если бы на развитие аэропортов были выделены субсидии, то процесс стал бы бесперебойным. Так как аэропорты с низким пассажиропотоком не имеют дохода для покрытия операционных затрат. Из-за отсутствия достаточных средств аэропорты нарушают требования по антитеррористической защищенности и усугубляют положение штрафами", – отметил Марат Хасенов.
В ходе заседания предложено ввести на законодательном уровне понятие "социально значимый аэропорт", что, в свою очередь, позволит аэропортам, не обеспечивающим необходимый уровень дохода, получать субсидии.
Начальник службы правового обеспечения АО "Международный аэропорт Алматы" Максим Саирбаев отметил, что для расширения прямых и транзитных авиамаршрутов необходимо применение режима открытого неба с пятой степенью свободы воздушного пространства над городом Алматы.
"Наличие развитой международной маршрутной сети, связывающей город Алматы с крупнейшими мировыми хабами, позволяет региональной экономике интегрироваться в международную систему авиационных пассажиропотоков и грузопотоков, стимулирует конкурентную среду, обеспечивает рыночные цены на товары и услуги", – отметил Максим Саирбаев.
По словам представителей МИИР РК, озвученные вопросы приняты к сведению и рассмотрению.
Так, заместитель председателя Комитета гражданской авиации МИИР РК Айбек Альжанов проинформировал о предложениях в разрабатываемую государственную программу "Нурлы жол" на 2020-2025 гг. о положении дел и развитии авиакомпаний и аэропортов Республики Казахстан, а также отметил, что работа по устранению барьеров в сфере аэропортовой деятельности будет продолжена совместно с Национальной палатой.
"Новая программа "Нурлы жол" рассмотрит каждый вопрос, учтены предложения по субсидированию аэропортов, развитию законодательной базы", – отметил руководитель Управления аэропортов КГА МИИР РК Амантай Кокантаев.
Резюмируя, председатель комитета логистики и перевозок НПП РК "Атамекен" Сауат Мынбаев акцентировал, что рабочей группе, в которую вошли бизнес, "Атамекен" и Комитет гражданской авиации МИИР РК, на регулярной основе необходимо отрабатывать спорные вопросы.
"Впереди плодотворная работа. Необходимо системно отрабатывать проблемные вопросы отрасли путем переговоров и совместной работы с комитетом", – подытожил Сауат Мынбаев.