Авто из Грузии и Кореи: что ждет казахстанский рынок

622

В целом в Казахстане наряду с падением тенге наблюдаются изменения в некоторых отраслях.

Авто из Грузии и Кореи: что ждет казахстанский рынок  Фото: inbusiness.kz

Жители Казахстана, хотя и в кредит, имели возможность приобрести автомобили из-за рубежа, обновить свой транспорт. Однако недавно правительство будто поставило условие "или покупаешь у официального дилера или запрет". Похоже, делается это в интересах официальных дилеров, чтобы увеличить их продажи, которые упали и повысить цены, передает корреспондент inbusiness.kz.

Отметим, что покупатели новых автомобилей в последние год или два начали больше обращаться напрямую к импортерам из-за рубежа, а не к официальным дилерам.  В социальных сетях масса людей, рекламирующих автомобили китайского или южнокорейского производства. Компании незначительно, но снижают цены, стоимость авто становится привлекательнее, чем у официальных дилеров. Также открываются различные кредитные линии, есть те, которые получили автокредит без подтверждения дохода. В итоге на это обратили внимание и чиновники.

18 ноября на сайте комитета государственных доходов появилась информация о том, что с 1 декабря  ввозить транспортные средства смогут только юридические лица и при наличии одобрения типа транспортного средства (ОТТС). То есть, это официальные дилеры. Другим путь отрезан.

Первоначально в комитете госдоходов сообщали, что правило не повлияет на физических лиц, занимающихся импортом автомобилей. Мол, они как раньше получали одобрение, так и останется. Но спустя несколько дней в соцсети появилась выписка из протокола заседания правительства по импорту транспорта. В документе говорится, что жители страны для личного пользования могут ввозить только один автомобиль в год.

Позже правительство заявило, что это изменение не связано с повышением пошлин и налоговых ставок. С 2015, в соответствии с действующим законодательством,  существуют процедуры технического и таможенного регулирования. Согласно этому документы, имеются два способа прохождения таможенной очистки автомобиля.

Во-первых, в случае, когда физическое лицо привозит автомобиль для собственного использования, оформляется документ об одобрении типа транспортного средства, но допускается завоз только одного автомобиля в год. Уплачивается единая пошлина от 48% и она варьируется в зависимости от объема двигателя и года выпуска автомобиля. Следует отметить, что это относится только к транспортному средству, предназначенному для личного пользования. Большой грузовик или автобус, перевозящий более 12 пассажиров, а также коммерческий автомобиль, используемый для перевозки пассажиров или грузов, не могут быть завезены для личного пользования.

Во-вторых, юридическое лицо, который завозит авто в предпринимательских целях, для продажи, должно оформить на него документ одобрения типа транспортного средства. Тогда таможенный сбор составит 15%, а налог на добавленную стоимость -12%. И это, как оказалось, не новое правило, а требования, вступившие в силу при создании Евразийского экономического союза в 2015 году. Об этом вспомнили почти 10 лет спустя.

Таким образом, правительство заявило, что с 1 декабря текущего года полностью решен вопрос ограничения ввоза автомобиля физическим лицом. Один человек может ввезти в страну в течение года только одну машину и то для личного пользования.

Если человек захочет ввезти два или более авто, то свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства не выдается. То есть, разрешения не будет. В общем, у завозивших по несколько машин посредников, продающих авто по цене ниже рыночной, теперь такой возможности не будет. В социальных сетях импортеры признаются, что нехотя смирились с этим. Теперь активизируются и начнут диктовать свои условия официальные дилеры.

Введенные правительством и уже существующие ограничения, несомненно, направлены на поддержку отечественного автопрома, на развитие местных компании по  сборке автомобилей.

Но если сравнить цены, то ранее, к примеру, Hyundai Elantra, завозимые импортерами из Китая продавались примерно за 10-11 млн тенге, а те, что собирают в Казахстане стоили не менее 13 млн тенге. К тому же, были претензии и к комплектации. Одно слово, что автомобили отечественной сборки, но по цене не выгодно.

По сути, перевозчики авто из-за рубежа были выгодны государству. По данным минфина, за 10 месяцев 2024 года в страну завезено и оформлено 143 тысячи автомобилей. Благодаря этому уплачены таможенные платежи и налоги в размере 291,4 млрд тенге. То есть, поступили огромные средства в казну.

Поэтому очевидно, что вышеуказанные меры приняты в интересах официальных дилеров. Что будет дальше? Есть риск, что официальные дилеры могут поднять цену настолько, на сколько захотят. И так с подорожанием доллара дилеры резко подняли цену на Chevrolet Cobalt, имеющийся в салоне, до 8,5 млн тенге. Известный автогонщик Олжас Окас говорит, что со следующего года цены на автомобили могут взлететь. Автосервисы сейчас уже начали менять ценники.

"Недавно мы увидели не подорожание доллара, а падение тенге. Теперь возник ажиотаж с недвижимостью, люди торопятся вложиться в жилье, прежде чем доллар дальше будет расти. Поэтому, грядут изменения и на автомобильном рынке. Уже сейчас компании обновляют цены", - говорит эксперт.

Между тем, задолженность казахстанцев перед кредитными организациями составляет 22,7 трлн тенге, из них 14,1% приходится на автокредиты. Количество займы увеличилось, когда у казахстанцев появилась возможность поменять машину на новую из-за рубежа. Теперь, если официальные дилеры поднимут цены, торговля старыми авто "разгорится" с новой силой, что также приведет к росту цен на них.

Перевод Жанар Асылхановой

Читайте по теме:

Октябрьский рекорд: на учет в Казахстане поставили еще десятки тысяч авто

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться