/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 305,41 Пшеница 465,40
Погода:
-12Нур-Султан
0Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 305,41 Пшеница 465,40
Бахытжан Саркеев: Глубинная проблема в нас самих. Это коррупция и неэффективность госаппарата

Бахытжан Саркеев: Глубинная проблема в нас самих. Это коррупция и неэффективность госаппарата

Основная и самая глубинная проблема этих вопросов не в том, что Китай ведет себя агрессивно, а именно в нас самих, считает директор по проектам Центра стратегических исследований Бахытжан Саркеев. 

11 Ноябрь 2019 22:54 1254

Бахытжан Саркеев: Глубинная проблема в нас самих. Это коррупция и неэффективность госаппарата

В  своем интервью Atameken Вusiness он, в частности, указал на коррупцию и неэффективный государственный аппарат  Казахстана. По данной теме также высказался президент  Китайско-казахстанской ассоциации предпринимателей производственной индустрии Кемелхан Абилеков. 

ATAMEKEN BUSINESS: В анализе вашего центра, опубликованном на портале inbusiness, говорится, что китайские инвестиции – это больше риски,  чем выгода. Почему?

БАХЫТЖАН САРКЕЕВ: Вывод наш такой: есть определенные риски, которые необходимо учесть при взаимоотношении с китайской стороной. Во-первых, государственный долг. Сегодня официальная статистика говорит о том, что госдолг Казахстана перед Китаем составляет порядка  $1,2-1,3 млрд долларов. Вместе с тем, по нашим оценкам, эта сумма в три раза больше: около $4,5 млрд долларов. Вы привели хороший пример касательно того, что Китай при взаимодействии с другими странами выдает легкие деньги, под низкие проценты, под большой срок. И  некоторые страны уже оказались перед так называемой кредитной ловушкой. У них наступает ситуация, где им тяжело платить китайским кредиторам и в счет оплаты предоставляются какие-то активы. Следующий риск связан с привлечением китайской рабочей силы. Факт в том, что с 2010-2017 годы Китай привлек в Казахстан около 100 тысяч рабочих специалистов, по доле инвестиций это несоизмеримо. То есть на сегодня китайские инвесторы занимают четвертое место по объемам привлечения инвестиций и первое место по объемам привлеченной рабочей силы. Вместе с тем на сегодня основной социальной экономической проблемой нашей страны является именно безработица. Мы должны своих людей устроить на работу. Третья проблема – это то, что у нас есть определенные сомнения касательно эффекта на диверсификацию экономики. Диверсификация экономики  является целью нашей страны с 2003 года, но мы не достигли больших успехов.

ATAMEKEN BUSINESS: В опубликованном анализе  затрагивается тема переговорных процессов. Вы говорите,  что у нас слабая переговорная сила. И одним из примеров указывается Россия, которая включает протекционизм и продвигает свои условия.

БАХЫТЖАН САРКЕЕВ:  Пример России показывает, что мы все-таки имеем определенную слабость именно в переговорных позициях. Я даже помню, когда в свое время я работал в Правительстве, российская сторона, когда мы вели переговоры в рамках создания Таможенного союза ЕАЭС,  возмущалась тем,  что каждый раз на переговоры приезжали разные люди с нашей стороны. Даже этот факт показывает,  что мы не сильны в этом.

ATAMEKEN BUSINESS: А почему так происходит?

БАХЫТЖАН САРКЕЕВ: Мы в нашей статье как раз упоминаем тот факт, что основная и самая глубинная проблема всех этих вопросов не в том, что Китай агрессивно себя ведет, а именно в нас самих. Основные проблемы – это коррупция, неэффективность государственного аппарата именно у нас в Казахстане. Нам необходимо принимать более действенные меры по снижению коррупции и наконец-то взяться за повышение эффективности государственного аппарата. Не должно быть кадровой «чехарды», такой ситуации, когда госорганы большую часть своего времени тратят на подготовку писем, на исполнение контрольных поручений. Каждый из них должен сосредоточиться на конкретной проблеме. В данном случае есть проблема – это переговоры с Китаем, нужно полностью сфокусироваться на этой задаче.

ATAMEKEN BUSINESS: От этих переговоров зависит будущее экономики нашей страны, и неужели этот вопрос предварительно не проговаривается, когда люди едут заключать контракт?

БАХЫТЖАН САРКЕЕВ: При заключении контракта, во-первых, руководство занимается политическим вопросом. Во-вторых, на переговоры влияет именно эффективность сегодняшнего госаппарата. Допустим, сегодня на переговоры поехали одни люди, в следующий раз – другие. Из-за того что эти люди перешли в другой госорган либо вообще уволились. Именно вот эта ситуация дает нам понять, что в системе госорганов необходимы кардинальные изменения.

ATAMEKEN BUSINESS: К нашему разговору присоединится Кемелхан Абилеков, президент Китайско-казахстанской ассоциации предпринимателей продовольственной индустрии. Он находится в нашей алматинской студии!

КЕМЕЛХАН АБИЛЕКОВ: Я считаю на основании долгого общения с китайцами, основной проблемой является языковой барьер. Я на всех уровнях об этом говорю. Что касается менталитета, да, у нас разница есть. Например,  люди моего возраста, которые застали еще советское планирование производства, мыслим категориями пятилеток и десятилеток. Только в последнее время в лексиконе наших министерств появляются слова о пятнадцатилетних программах, а китайцы изначально оперируют пятидесяти- и столетними понятиями. Поэтому у нас и происходит вот такое разногласие: мы хотим здесь и сейчас и быстро, а китайцы смотрят чуть дальше. Я внимательно слушал выступление господина Саркеева, он очень правильно сказал, что, к сожалению, в проведении переговоров очень большая  сменяемость кадров. Переговоры с Китаем – это безостановочный процесс, он должен отслеживаться в динамике. За одни переговоры достичь какого-то результата невозможно. В силу того что они оперируют более длительными сроками, а наши кадровые перестановки приводят к тому, что сегодняшние переговорщики забывают ту позицию, с чего начинали предыдущие.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: