/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 440,81 Brent 36,55
Базовая ставка Нацбанка потеряла свой смысл – мажилисмен

Базовая ставка Нацбанка потеряла свой смысл – мажилисмен

Национальному банку необходимо запустить программу восстановления банковского кредитования для бизнеса и населения по ставкам 3-4%, сообщает inbusiness.kz.  

29 Апрель 2020 12:25 1821

Базовая ставка Нацбанка потеряла свой смысл – мажилисмен

Мажилисмен Аманжан Жамалов в своем депутатском запросе рассказал, что сегодня, поскольку бюджетные средства очень ограничены, господдержка бизнеса распространяется только на небольшой круг предприятий.

«К примеру, в прошлые годы по дорожной карте бизнеса кредитовались пятизвездочные отели, элитные рестораны, автоцентры, медицинские центры, автобусные парки, таксопарки и так далее. Сегодня, судя по всему, в рамках антикризисных мер правительства опять фигурируют эти же компании, что уже вызвало значительный и негативный резонанс в социальных сетях и самом бизнес-сообществе», – отметил он.

Депутат считает, что данный кризис однозначно будет затяжным и «заливать» деньгами экономику все это время не получится. 

«Поэтому необходимо срочно взамен бюджетного финансирования восстановить роль банковского кредитования в экономике. Банковское кредитование должно стать доступным без всяких субсидий из бюджета», – подчеркнул он. 
При этом имеющиеся проблемы с кредитованием связаны с дисфункцией базовой ставки, считает Жамалов. 

«10 марта базовая ставка была повышена, что, на мой взгляд, было ошибкой, и уже 3 апреля снова снижена. Это было преподнесено Национальным банком как действенная мера для увеличения кредитования. Но в действительности на сегодня базовая ставка потеряла свой смысл, она не определяет ставки по кредитам, не влияет на курс тенге. Ее размер влияет только на доходы банков от размещения свободных средств в ноты Нацбанка. Поэтому целесообразно начать ее поэтапное снижение, обеспечить работу процентного канала (когда базовая ставка влияет на ставку по кредитам) и восстановить кредитование», – заявил он.

Депутат считает, что правительству и Нацбанку пора наконец-то понять, что финансирование экономики является более приоритетным, чем сдерживание инфляции. 

«Для сравнения, банк России действует более решительно и понизил ключевую ставку до 5,5%, несмотря на все риски с ростом цен. На мой взгляд, Нацбанк Казахстана имеет все условия для снижения базовой ставки, чтобы запустить кредитование экономики под 3-4%. В связи с этим предлагаю провести ревизию и оценку эффективности бюджетных и квазибюджетных инвестиционных проектов. Совместно с Нацбанком разработать программу восстановления банковского кредитования для бизнеса и населения по ставкам 3-4%», – резюмировал он.

Дана Карина

Мажилисмены потребовали разобраться с онлайн-кредитами

Годовая эффективная ставка по онлайн-кредитам может составлять 600-700%, что противоречит законодательству страны, сообщает inbusiness.kz. 

15 Апрель 2020 12:28 786

Мажилисмены потребовали разобраться с онлайн-кредитами

Мажилисмен Аманжан Жамалов обратился с депутатским запросом на имя премьер-минитра Аскара Мамина. 

«Из-за ЧП и карантина многие граждане, лишившиеся доходов, вынуждены брать потребительские кредиты. Этим пользуются микрофинансовые организации, ломбарды, всевозможные онлайн-компании, которые предлагают получить кредиты через Интернет, не выходя из дома. Без справок, быстро, моментально – такая «замануха» болтается по всему Интернету», – заявил он.

При этом Гражданским кодексом предусмотрен прямой запрет на предоставление займов физическим лицам с годовой эффективной ставкой более 100% годовых с учетом всех комиссий, напомнил он. 

«Однако, несмотря на запрет, компании онлайн-кредитования продолжают выдавать займы по запредельным ставкам выше 100% годовых. Помимо этого, кредиторами под разными предлогами взимаются всевозможные комиссии за организацию и обслуживание займа, за гаранта, за услугу «быстрая выдача», услуги агрегатора и скоринга. В итоге годовая эффективная ставка может составлять 600-700%», – отметил Жамалов.

В таких договорах обычно в первую очередь гасится оплата за услуги сторонних организаций, затраты займодателя, сумма неустойки, вознаграждение и только потом основной долг, продолжил мажилисмен. 

«Это сделано, чтобы человек никогда не мог рассчитаться по долгам и все время оплачивал неустойку и проценты. Просто удивительно, почему в такой ситуации агентство по регулированию и развитию финансового рынка продолжает бездействовать. И сейчас эта «зараза» продолжает распространяться быстрее коронавируса», – подчеркнул он.

В связи с этим Жамалов предлагает проверить деятельность компаний по выдаче онлайн-кредитов на предмет соблюдения запрета на установление ставки вознаграждения в более 100%.

«А также предлагается признать недействительными договоры займов с годовой эффективной ставкой более 100%. Необходимо срочно ввести предварительную учетную регистрацию организаций, предоставляющих займы физическим лицам, не дожидаясь 1 июня 2020 года», – резюмировал депутат.

Дана Карина

Готовы ли бизнесмены РК инвестировать в строительство школ

Первые типовые проекные решения по строительству школ рассмотрели на площадке НПП «Атамекен».    

19 Февраль 2020 11:44 903

Готовы ли бизнесмены РК инвестировать в строительство школ

Как подчеркнул Председатель Совета по мониторингу проектов ГЧП депутат Мажилиса РК Аманжан Жамалов, у бизнеса не хватает ясности в финансовых потоках. Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен».

Отметим, что ежегодная потребность в ученических местах в школах только по городу Алматы составляет 30 тысяч мест, средняя продолжительность строительства одной школы 2 года. Если акимат при потребности в 30 тысячах ученических мест планирует строить восемь школ в год, то нагрузка на бюджет ежегодно будет составлять 20 млрд тенге. В случае реализации проекта в рамках ГЧП нагрузка на бюджет снижается до 8 млрд тенге ежегодно. Однако подобные проекты сегодня не окупаются.

«Мы поставили себе цель максимально сократить сроки реализации проектов и облегчить работу инвестора, создать определенные шаблоны документации и разработать стандартную финансовую модель», - отметила директор департамента государственно-частного партнерства НПП РК «Атамекен» Назгуль Узалина.

Заместитель акима города Алматы Мухит Азирбаев ключевой проблемой строительства обозначил незаинтересованность инвесторов, так как подушевое финансирование не покрывает расходы частного партнера.

«В рамках госпрограммы инвестор может получить кредитование. В случае, если он не передает школу в собственность государства, он может получить субсидирование в рамках «Экономики простых вещей», а в случае, если он планирует передать школу на баланс местных исполнительных органов (МИО), то субсидирование не предусматривается», - рассказала Назгуль Узалина.

Кроме того, наблюдается низкая заинтересованность банков в проектах ГЧП. Это связано с непокрытыми рисками. В частности, банки участвуют в проекте только после заключения договора, то есть, не участвуя в обсуждении данного проекта. Выплаты инвестиционного компонента со стороны государства производятся в течение восьми лет, что не интересно инвесторам.

В свою очередь Мухит Азирбаев предложил меры по сокращению дефицита ученических мест.

«В районах проживают социально уязвимые слои населения. Мы предлагаем схему строительства школ частными партнерами, где акимат будет выкупать их в рассрочку в течение 5 лет. Необходимо внести изменения в законодательство по ГЧП для социальных объектов (школа, спорт) по гарантированию возмещения инвестиций частным партнерам и удешевлению ставки кредитов для инвесторов», - озвучил заместитель акима Алматы.

Нацпалата предложила усовершенствовать механизм для гарантирования выплат кредиторам при расторжении договора ГЧП.

В случае если школа будет передаваться на баланс акимата, необходимо рассмотреть возможность софинансирования со стороны государства в размере не менее 10% и субсидирование ставок вознаграждения в рамках госпрограмм.

 Вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова поддержала предложения и отметила готовность отделить ГЧП и подушевое финансирование.

«У нас есть хорошие показатели, в прошлом году мы открыли 70 школ на 20 тысяч мест. Это не ГЧП, а микс ГЧП и подушевого финансирования. Но мы готовы рассмотреть предложение о отделить подушевое финансирование и проработать подходы. По пакетным решениям ГЧП интересное предложения, мы обязательно рассмотрим данный механизм. С этого года мы все частные школы, начиная с подушевого финансирования, строительства подняли на республиканский уровень, и финансирование будет осуществляться Финцентром. Нужна будет помощь НПП на уровне регионов», - поддержала предложения Нацпалаты Вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.

Также она озвучила проблему административного характера по выделению земельных участков регионами. От момента получения участка до получения заказа уходит до двух лет. При этом бизнес не хочет идти на нерентабельные участки на окраинах города.

Резюмируя, Аманжан Жамалов предложил закрепить компетенции по разработке типовых проектных решений за казахстанским центром ГЧП и НПП «Атамекен» с возможностью привлечения экспертов и экспертных организаций.