Административный суд Алматы вынес постановления в отношении авиакомпаний Bek Air, Qazaq Air и Air Astana о взыскании с авиаперевозчиков штрафов и конфискации импортированного ими авиатоплива на общую сумму более 25 млрд тенге, сообщила пресс-служба Qazaq Air.
Как указывается в сообщении, ввиду недостаточного производства авиатоплива отечественными НПЗ значительную долю своих нужд авиакомпании вынуждены покрывать за счет нерегулярных импортных поставок. Однако, несмотря на перебои в обеспечении перевозчиков отечественным авиатопливом, с 1 июля 2016 года Министерством финансов Казахстана была законодательно закреплена норма о предоставлении всеми субъектами рынка сопроводительных накладных на импортируемое в Казахстан авиатопливо дополнительно к самим отчетам по импорту топлива.
"Однако правоприменительная практика этого решения сопровождена рядом административных проблем и не лишена правовых коллизий. Так, для сдачи указанных накладных всем импортёрам топлива нужно быть зарегистрированными в качестве реализаторов нефтепродуктов. Для авиакомпаний, являющихся конечным потребителем топлива и не имеющих возможности и даже намерения перепродавать авиакеросин, такая процедура представляется весьма сложной. В то же время за неисполнение этой нормы в отношении юридического лица, помимо крупного штрафа, по усмотрению суда может также применяться и конфискация ввезённого и незадекларированного авиатоплива", – говорится в сообщении.
Как отмечается в пресс-релизе, помимо регулярных экологических отчетов об израсходованном керосине, авиакомпании также предоставляют отчеты об импортируемом авиатопливе в налоговые органы и исправно исполняют налоговые обязательства перед государством, что подтверждает отсутствие намерения или умысла авиакомпаний скрыть объем импорта.
"Принимая во внимание, что ущерб государству причинен не был, решение судов первой инстанции о конфискации авиатоплива или его стоимости авиаперевозчики считают чрезмерно жестким, тем более в условиях сложной текущей ситуации на рынке авиатоплива в Казахстане. А исполнение этого решения суда ставит под угрозу выполнение регулярных рейсов авиакомпаний, что противоречит интересам развития отрасли гражданской авиации Казахстана", – говорится в сообщении.
Qazaq Air – авиакомпания, созданная для обслуживания региональных маршрутов в Казахстане, 100% акций принадлежат госфонду "Самрук-Казына". Воздушный флот состоит из трех турбовинтовых лайнеров Bombardier Q400 NextGen на 78 мест средним возрастом два года.
Air Astana – совместное предприятие казахстанского госфонда национального благосостояния "Самрук-Казына" и британской компании BAE Systems (51% и 49% акций соответственно). В настоящее время имеет маршрутную сеть, включающую более 60 международных и внутренних рейсов. Воздушный флот авиакомпании состоит из 30 самолетов западного производства Boeing-767-300ER, Boeing-757-200, семейства Airbus A320 и Embraer E190. Средний возраст парка авиакомпании составляет шесть лет.
Bek Air была создана в 1999 году с целью выполнения VIP-рейсов, так называемых business jet перевозок. В разные годы своей деятельности авиакомпания эксплуатировала как отечественные воздушные суда типа Як-40, Ту-154, так и зарубежную технику — ВАС-1-11,Falcon-20, оборудованные салонами VIP-класса.
По данным Минэнерго, все авиалайнеры Казахстана потребляют около 650 тыс. тонн авиакеросина в год, из них 300-320 тыс. тонн производится в Казахстане.
По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, в текущем году планируется произвести порядка 450 тыс. тонн авиакеросина, что составляет около 70% потребности рынка.
В Казахстане действуют три НПЗ, которые находятся в управлении АО "КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг" (в структуре нацкомпании "КазМунайГаз"). Основными направлениями деятельности этой компании является управление нефтеперерабатывающими активами, экспорт нефти и нефтепродуктов, развитие розничной сети реализации нефтепродуктов. В активе компании – Атырауский НПЗ (99,5%), Шымкентский НПЗ (по 50% у "КМГ" и CNPC), Павлодарский НХЗ (58%).