В Казахстане складывается негативная судебно-следственная практика привлечения предпринимателей к уголовной ответственности по делам, связанным с участием в государственных закупках и субсидиях. За последние пять лет судами по таким делам осуждены 178 предпринимателей. Об этом и многом другом в открытом письме на имя председателя сената парламента РК Маулена Ашимбаева написал уполномоченный по защите прав
предпринимателей Казахстана Канат Нуров, передает inbusiness.kz со ссылкой на текст письма.
По словам Каната Нурова, основанием для вынесения приговоров, чаще всего, становится превышение тендерных цен над так называемыми "среднерыночными". Среди осуждённых — Л. Коккозова, З. Курумбаева, С.А. Аяпберген и Б.К. Темиргали.
"Ущерб", якобы причинённый предпринимателями, как правило, рассчитывается исключительно "на основании коммерческих предложений конкурирующих компаний, представленных задним числом в качестве экспертных оценок", — отмечает бизнес-омбудсмен.
При этом, по мнению Нурова, естественное стремление предпринимателей к получению прибыли при условии добросовестного исполнения договоров с государственными организациями не может квалифицироваться как хищение или мошенничество.
"Во многих случаях предприниматели полностью исполняли договорные обязательства, а контракты не оспаривались и не признавались недействительными в судебном порядке. Неэффективное использование бюджетных средств является компетенцией должностных лиц государственных организаций, а не предпринимателей, если не доказана их преступная связь", - подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Он отметил, что случай Иманова и Оракбая, осуждённых на шесть лет за поставку солнечных панелей фермерам, наглядно демонстрирует смешение гражданско-правовых отношений с уголовно-правовыми. Предприниматели использовали максимально разрешённую цену, указанную в паспорте субсидий. "Среднерыночная" цена была лишь немного ниже, но именно эту разницу посчитали ущербом для госбюджета.
Бизнес-омбудсмен Казахстана Канат Нуров отмечает системный характер таких практик и предлагает законодательно реализовать меры, обсуждавшиеся на круглом столе комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам сената 30 апреля 2025 года. Среди предложений:
- установить чёткие сроки для отмены прокурорами постановлений о прекращении досудебного расследования;
- продлевать сроки предварительного следствия свыше шести месяцев только в исключительных случаях с достаточной аргументацией;
- ввести двухстадийную модель досудебного расследования по экономическим правонарушениям (предварительная процессуальная проверка и расследование).
Кроме того, Нуров считает необходимым усилить прокурорский надзор, включая:
- проведение всесторонней проверки всех уголовных дел, возникших из гражданско-правовых и договорных споров с предпринимателями;
- запрет возбуждения уголовных дел при отсутствии доказательств преступного умысла и реального ущерба государству;
- отмену необоснованных постановлений о регистрации дел в Едином реестре досудебных расследований и судебных решений о привлечении предпринимателей к уголовной ответственности;
- привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших противоправные действия при возбуждении и рассмотрении таких дел.
"Эти меры позволят исключить произвольное привлечение бизнеса к уголовной ответственности и обеспечат соблюдение принципов законности, справедливости и защиты предпринимателей, о чём неоднократно говорил президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев", — подытожил бизнес-омбудсмен.
Читайте по теме:
Для бизнеса сократят налоговую отчетность на 30%