/img/tv1.svg
RU KZ
Бизнес прокредитован по «Экономике простых вещей» на 173 млрд тенге

Бизнес прокредитован по «Экономике простых вещей» на 173 млрд тенге

Программа повысила объем налоговых поступлений на 24 млрд тенге.  

24 Октябрь 2019 12:05 1448

Бизнес прокредитован по «Экономике простых вещей» на 173 млрд тенге

Фото: Гаухар Алимкулова

О реализации программы «Экономика простых вещей» сообщил на  VI Съезде президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» заместитель председателя ее правления Эльдар Жумагазиев.

«Текущая ситуация – 330 проектов на 210 млрд тенге находятся на рассмотрении в банках второго уровня. Одобрено в БВУ 411 проектов на сумму 173 млрд тенге. Эффект – более шести тысяч рабочих мест, увеличение налоговых выплат на 24 млрд тенге», – привел данные зампредправления нацпалаты.

Отметим, в четверг, 24 октября, в Нур-Султане проходит VI Съезд президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» с участием Премьер-министра РК Аскара Мамина, председателя президиума НПП РК Тимура Кулибаева, госорганов и делегатов от бизнес-сообщества из 17 регионов страны. На Съезде рассматриваются отчеты палаты о проделанной работе, новая целевая модель развития НПП РК «Атамекен» и проблемные вопросы бизнеса.

Карина Алимова

НПП «Атамекен» готова разработать проект концепции развития предпринимательства на ближайшие годы

Национальная палата предпринимателей «Атамекен»  предлагает разработать новую концепцию развития предпринимательства на ближайшие пять лет.  

25 Февраль 2020 15:17 1166

Об этом в ходе заседания правительства заявил первый заместитель председателя правления Эльдар Жумагазиев, сообщается на сайте НПП РК «Атамекен». Основные тезисы, озвученные в ходе заседания правительства:

  • Касательно законодательных мер по вопросам улучшения бизнес-климата.
  • Нацпалата на постоянной основе проводит работу по выявлению и решению системных проблем бизнеса.
  • Все выявляемые проблемы бизнеса размещаются в открытом доступе на нашем сайте – в реестре проблем.
  • Всего за время существования НПП нами было выявлено 624 проблемы, 501 из которых, или 80%, удалось решить.
  • По результатам изучения системных проблем бизнеса на основе наиболее актуальных проблем сформировано более 50 поправок, направленных на улучшение бизнес-климата в стране. Основные проблемы касаются земельных отношений, конкуренции, экономической и банковской деятельности.
  • Также предлагаем внести ряд поправок, требующих внесения изменений в антимонопольное законодательство, в Предпринимательский кодекс, законы «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» и «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «О почте».

Предлагаемые поправки:

  • предотвратят рост штрафов по отдельным видам нарушений и возможность обвинения субъектов бизнеса в нарушениях антимонопольного законодательства без сбора каких-либо доказательств;
  • улучшат земельные правоотношения;
  • создадут благоприятные правовые, экономические и социальные условия для реализации предпринимательской инициативы.

В этой связи просим поддержать поправки Нацпалаты в рамках восьмого пакета законодательных инициатив.

Касательно разработки новой концепции развития предпринимательства на 2021-2025 годы:

  • В текущем году истекает срок действия концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года.
  • В соответствии с данной концепцией были проведены все последние реформы государственного регулирования предпринимательства.

Несмотря на проводимую системную работу, направленную на развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности в стране, отмечаются следующие проблемы:

  • сохранение формального и предвзятого подхода государственных органов к проведению анализа регуляторного воздействия под заранее предопределенный результат, нарушение процедур анализа;
  • допущение некоторыми контролирующими органами чрезмерной контрольной нагрузки и сохранение карательного характера проверок;
  • распространенность информационных требований на большее количество субъектов бизнеса, несмотря на меньшую запретность для конкретных субъектов бизнеса;
  • неразвитость сферы саморегулирования, невзирая на наличие законодательно установленных норм.

На сегодня можно констатировать, что концепция недостаточно реализована. В этой связи предлагается разработать новую концепцию развития предпринимательства на ближайшие пять лет. При этом задачи новой концепции не должны ограничиваться исключительно вопросами регулирования, также необходимо включить вопросы развития и поддержки предпринимателей.

Нацпалата готова разработать проект новой концепции с конкретными практическими мерами на основе реальных потребностей отечественного бизнеса.

Уполномоченному органу по предпринимательству в лице министерства нацэкономики просим оказать содействие в работе по утверждению документа на уровне правительства РК.

Касательно единого дня отчета контрольно-надзорных органов перед бизнес-сообществом. В реализацию поручений президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, данных 24 мая 2019 года на заседании Совета национальных инвесторов, впервые 30 сентября 2019 года во всех регионах был проведен единый день отчета контрольно-надзорных органов перед бизнес-сообществом.

Вместе с тем на отчетных встречах госорганами озвучивалась сухая статистика. Не разъяснялись нормы законодательства, проводимые профилактические мероприятия, часто встречающиеся нарушения и меры по их недопущению. В процесс слабо привлекались региональные палаты предпринимателей.

В этой связи Нацпалатой предлагается следующее:

  • внедрить единый день отчета в районных центрах и городах областного значения с целью полного охвата и учета проблемных вопросов и проводить его не менее чем за две недели до единого дня отчета в областях, городах республиканского значения и столице;
  • сменить акцент с предоставления сухой статистической отчетности в цифрах на информационно-разъяснительную работу о совершенствовании законодательства;
  • внедрить практику обязательного размещения на сайте местного исполнительного органа отчетов государственных органов о контрольной деятельности не менее чем за неделю до единого дня отчета.

О запрете на экспорт КРС в Казахстане

За 2019 год показатель экспорта живого скота в сравнении с 2018 годом вырос практически в три раза и достиг 156 тыс. голов КРС и в семь раз МРС – 263 тыс. голов.  

22 Январь 2020 10:16 2456

При этом казахстанские мясокомбинаты загружены на 45-50%, а цены на продукцию мясного животноводства растут. В этой ситуации МСХ вводит запрет на экспорт живого скота. Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен».

НПП «Атамекен» согласовывает запрет экспорта живого скота на 6 месяцев и вместе с тем считает необходимым проработать механизм по сохранению конкурентной цены на внутреннем рынке для фермеров за счет внедрения стимулирующих мер для переработчиков.

Узбекистан новый мясной хаб?

Субсидии предоставляется при покупке ПЛЕМЕННОГО КРС – 150 тыс. тенге (при покупке местного племенного) и 225 тыс. тенге (при покупке импортного племенного КРС).

И если мы экспортируем живой ПЛЕМЕННОЙ КРС, тогда получается, мы субсидируем УЗБЕКИСТАН от 150 до 225 тыс. тенге за голову.

Если товарный скот продает узбекам ОТКОРМ площадка, размер субсидирования УЗБЕКИСТАНА составят порядка 20,0-30.0 тыс. тенге за голову из расчета 200 тенге за кг привеса.

Как известно, Узбекистан утвердил свою программу по реализации проекта «Развитие сектора животноводства в Республике Узбекистан» с участием Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР).

В рамках данной программы Узбекистан получил долгосрочные займы от МБРР и МАР до 2042 года с льготным периодом 5 лет и дополнительно вложит собственные средства. Общая стоимость программы составляет 227,8 млн долл. США.

«Мы видим, что за два года узбеки вывезли из Казахстана живой скот на 105 млн долл. США. Можно спрогнозировать, сколько еще они могут вывезти, согласно их остатку финансов, а это порядка 120,0 млн долл. США. По сути Узбекистан может вывезти еще столько же поголовья скота! Это значит наращивание собственного поголовья скота, а не убой», – отметил первый заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

Усилить контроль на границе

Потому что вывозится маточное поголовье скота, а это стратегически невыгодно для Казахстана, учитывая политику соседа. Многомиллиардная государственная поддержка, которая оказывается для наращивания маточного поголовья скота, сведется к нулю.

Кроме того, необходимо должным образом наладить контроль за вывозом маточного поголовья и в целом за передвижением скота!

Одним из решений может быть интеграция информационных систем ИАСУ при выдаче ветсертификата, ИСЖ при сверке скота по половому признаку, АСТАНА-1 при таможенных процедурах и операциях, которая также позволит внедрить систему управления рисками.

Мировой опыт

К примеру, Австралия является одним из мировых лидеров по экспорту КРС. В среднем Австралия ежегодно экспортирует ГОВЯДИНУ на сумму 6,4 млрд долл. США, а в ЖИВОМ ВИДЕ – 1,0 млрд долл. США, где преимущественно племенной КРС с высокой стоимостью, или 13,5% от общего объема.

Бразилия экспортирует ГОВЯДИНУ на сумму 5,4 млрд долларов США, ЖИВЬЕМ – 0,5 млрд долларов США. Соотношение 1:10.

В Казахстане же ситуация противоположная! В 2019 году экспортировано ЖИВОГО СКОТА на сумму 74 млн долл. США, а ГОВЯДИНЫ – всего на 16,6 млн долл. США.

Теперь о субсидиях

У нас отсутствует конкретная методика определения видов и размеров субсидий. Кому сколько выдавать?

Вследствие чего последняя госпрограмма развития АПК концептуально менялась три раза, а действующие правила субсидирования за последние пять лет менялись 47 раз!!!

К примеру, согласно научно обоснованным расчетам себестоимость 1 кг живого КРС от выращивания до откорма составляет порядка 560 тенге. Учитывая минимально установленные нормативы господдержки мясного КРС, доля субсидий составляет от 200 до 300 тенге на 1 кг, в зависимости от происхождения скота (местный или импортированный).

«За счет субсидий возмещается от 30 до 55% затрат содержания и откорма скота. Это самое дотируемое направление сельского хозяйства страны. Для сравнения: по зерновым, зернобобовым и масличным культурам доля базовых субсидий не превышает 17-20% от себестоимости!» – подчеркнул Эльдар Жумагазиев.

В целях изменения ситуации необходимо разработать и утвердить на законодательном уровне методологию по предоставлению субсидий в сфере АПК на опыте развитых стран.

К примеру, главной задачей мер государственной поддержки в развитых странах является обеспечение необходимым уровнем рентабельности фермеров, с учетом рыночной стоимости произведенной продукции. Так, например, в США действует программа «Стабилизация доходов фермеров».

Там действует понятие «гарантированной цены», которые устанавливаются на наиболее важные сельскохозяйственные продукты. При реализации продукции по цене ниже, чем «гарантированная», фермер в конце года получает разницу от государства в виде субсидий.

Кроме того, имеется «залоговая (фиксированная) цена», по которой фермер сдает продукцию в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК), в случае если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. Таким образом, обеспечиваются гарантированный сбыт и гарантированный уровень доходности фермеров.

«При согласовании запрета на вывоз «Атамекен» акцентировал внимание на выплате разницы в виде субсидий фермерам при высокой цене на мясо или живой КРС на рынках сопредельных государств. Во-первых, это стабилизирует внутренний рынок и решит вопрос перетока и самое главное обеспечит рентабельность фермеров», – сказал первый заместитель председателя правления.

И только дополнительной мерой для обеспечения доходности фермеров должна быть возможность экспортировать живой скот.

Только при полной загрузке мясоперерабатывающих пунктов и при наличии излишков поголовья должна быть установлена квота на экспорт живого скота от всего объема экспорта говядины.

ВЫВОДЫ:

За время запрета нам необходимо решить следующие ключевые вопросы:

– проработать методологию по нормативам субсидий;

– пересмотреть систему ветеринарного контроля и прослеживаемость живого скота;

– необходимо обеспечить эффективный мониторинг экспорта живого скота.

Учитывая ограниченные сроки запрета и нежелание его продлевать, государственным органам во главе с МСХ совместно с НПП и отраслевыми ассоциациями необходимо выработать согласованные подходы по решению вышеуказанных вопросов.

НПП РК «Атамекен» готова обсуждать данный вопрос и ближайшее заседание Комитета АПК при Президиуме НПП будет посвящено вопросам животноводства.