/img/tv1.svg
RU KZ
Бизнесмены РК назвали основные недочёты системы СУР в таможенных органах

Бизнесмены РК назвали основные недочёты системы СУР в таможенных органах

Вопросы использования таможенными органами системы управления рисками (далее СУР) обсудили на очередном совещании бизнеса и органов государственных доходов, прошедшем на площадке Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».  

07 Декабрь 2018 11:19 893

Бизнесмены РК назвали основные недочёты системы СУР в таможенных органах

По словам заместителя председателя правления НПП РК «Атамекен» Рустама Журсунова, развитию СУР сегодня уделяется особое внимание, потому что система призвана упростить таможенные процедуры в работе законопослушных предпринимателей, сократить их финансовые издержки, особенно по результатам проверок таможенных органов, акты которых, как показывает практика работы апелляционной комиссии при Министерстве финансов, не всегда правомерны. С другой стороны, грамотное и рациональное использование СУР должно стать для контролирующих госорганов одним из приоритетов каждодневной работы в целях уменьшения коррупционных проявлений в таможенной сфере, а для бизнеса – серьёзной мотивацией для ведения ВЭД. Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен» в пятницу, 7 декабря.

Со своей стороны, Нацпалата готова профинансировать разработку новых программных обеспечений вплоть до создания специального веб-ресурса с возможностью сохранения большого объёма данных, чтобы создать для предпринимателей открытые и доступные источники информации таможенных органов.

Проблему непрозрачности СУР в ходе заседания подняла управляющий директор – директор Департамента таможенного администрирования НПП РК «Атамекен» Дина Мамашева, отметив, что системы являются наиболее чувствительными для участников внешнеэкономической деятельности, так как прямо влияют на скорость таможенного оформления и уровень затрат бизнеса. В своём докладе она подчеркнула, что СУР субъектно не ориентирована на компании и практически не применяется при проведении посттаможенного контроля.

Национальная палата полагает, что к компаниям «низкого» уровня риска могут быть включены крупные налогоплательщики, находящиеся на постоянном мониторинге налоговых органов, а также участники ВЭД, которые в соответствии с требованиями Кодекса предоставляют в органы государственных доходов ежеквартальные отчеты о движении товаров и т. д.

Между тем на практике по неизвестным причинам СУР в Казахстане становится механизмом предпочтения каким-то отдельным компаниям. Невозможно объяснить, к примеру, почему КГД был утверждён профиль риска, в соответствии с которым местом проведения досмотра товаров, прибывающих в РК из КНР железнодорожным транспортом на таможенный пост «Алтынколь», установлен лишь один из четырёх складов временного хранения – СВХ ТОО KTZE-Khorgos Gateway, расположенный на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Данный профиль СУР стал причиной создания излишней нагрузки на работу станции Алтынколь из-за необходимости дополнительной маневровой работы подвижного состава.

Подобные непродуманные меры приводят к значительным временным и финансовым издержкам предпринимателей (как экспедиторов, так и заказчиков) из-за несвоевременной доставки грузов, вплоть до срыва контрактных обязательств и потери деловой репутации.

Или, нашумевший в прессе профиль риска, предусматривающий помещение под таможенную очистку всех транспортных средств с грузами, прибывающими из КНР для внутреннего потребления, непосредственно на таможенный пост «Нур Жолы», в том числе и по таможенной процедуре таможенного транзита.

Только после обращения Национальной палаты в КГД о принятии мер по урегулированию данной проблемы действие введенного профиля риска было отменено с 21 ноября текущего года.

Причиной всех проблем, по мнению представителей Нацпалаты, является отсутствие Стратегии и тактики применения органами государственных доходов системы управления рисками, а также правил ее функционирования, замечания по которым Палата направляла неоднократно.

Не реализован на основе рекомендаций СУР механизм проведения посттаможенного контроля.

Продолжает оставаться непрозрачной ценовая информация, а механизм формирования профилей и индикаторов риска – закрытым.

Национальная палата считает, что в Стратегии должны быть заложены правовые основы функционирования СУР в соответствии с международными стандартами (Киотской конвенции) и требованиями международных институтов, таких как ВТО и ВТамО.

Кроме того, как отметила Дина Мамашева, до настоящего времени Национальная палата и бизнес не информированы о результатах проведения эксперимента между казахстанскими и российскими таможенными органами по мониторингу транзитных перевозок с использованием навигационных пломб, который проводился с 20 сентября по 1 ноября в соответствии с распоряжением Совета ЕЭК «О проведении эксперимента по мониторингу автомобильных перевозок».

В ответ на поставленные вопросы с презентацией «Основные принципы формирования профилей и индикаторов риска, применяемые таможенными органами на этапе таможенного декларирования и посттаможенного контроля» выступил заместитель руководителя Управления риск-менеджмента КГД МФ РК Ерлан Байдильдинов.

Он пояснил, что в будущем источником данных для категорирования участников ВЭД станут имеющиеся информационные системы в КГД, а также информация с других госорганов РК.

В настоящее время категорирование по трем уровня риска: высокий, средний и низкий, производится в соответствии с результатами, расчет которых проводится практически вручную исходя из данных, выгруженных из базы ЕХД (ФНО).

Далее он добавил, что разрабатываемая в настоящее время КГД новая модель «Реализация автоматического формирования решений для проведения расчета критериев порядка категорирования участников ВЭД» предполагает использование автоматизированной программы IBM SPSS.

По словам докладчика, расчет категорирования будет производиться на основе 24 критериев, состоящих из 48 индикаторов, отражающих итоговую оценку внешнеэкономической деятельности бизнеса за последние 12 месяцев.

Данные 24 критерия состоят из 3 областей риска, характеризующих данные субъекта, финансово-хозяйственную часть и его деятельность. Данные субъекта состоят из 7 критериев, в которые входит 22 индикатора риска, финансово-хозяйственная часть состоит из 6 критериев. Деятельность субъекта, в свою очередь, состоит из 14 критериев, в которые входит 20 индикаторов риска и т.д.

В завершение своего продолжительного выступления Байдильдинов обозначил следующие запланированные в КГД задачи для достижения конечного результата категорирования участников ВЭД.

Произвести интеграцию с ИС «Астана-1».

Мониторинг 200 «хороших» и 200 «плохих» УВЭД:

а) реализовать обучение модели по спискам «хороших» и «плохих»,

б) рассчитать значимость критериев на основе обучения модели.

Рассмотреть возможность получения сведений по брокерам и перевозчикам УВЭД

а) пересмотреть расчет критериев,

б) произвести расчет критериев с учетом изменений.

Разработка и утверждение нормативно-правовых актов.

На вопрос заместителя председателя правления Нацпалаты о конкретных сроках реализации презентованной модели будущего, Байдильдинов ответил, что это планируется после проведения в течение нескольких кварталов определенных расчетов до момента построения реальной модели, однако более точные сроки он озвучить не смог. 

Резюмируя по итогам доклада представителя КГД, Дина Мамашева подчеркнула, что, по мнению НПП РК, в подходе КГД по вопросу разработки СУР присутствует нерациональный и неэффективный подход, в результате которого получается множество десятков критериев и индикаторов, излишнее количество которых, на самом деле, не требуется на этапе таможенного оформления.

Количество критериев, как показывает передовой международный опыт, не превышает и одного десятка. Презентация КГД, к сожалению, показала выхолощенность проведенной в течении полутора лет работы над созданием СУР.

Также на заседании были заслушаны вопросы и мнения участников ВЭД из регионов.

В частности, Председатель Совета ОЮЛ «Казахстанская ассоциация таможенных брокеров» Геннадий Шестаков из города Алматы поддержал критические замечания Нацпалаты, отметив ненужность 4 десятков критериев, а также факт несоблюдения со стороны КГД в данном случае рамочных стандартов безопасности торговли ВТамО в целом.

Председатель ОЮЛ «ЕСУВЭД» Курмангалий Алдабергенов назвал данную презентацию явной потерей времени, несмотря на такую подачу со стороны таможенных органов информации о категорировании УВЭД, на примере недавней ситуации на посту «Нур Жолы» можно увидеть, как вполне официально письмом КГД фактически нарушаются данные правила.  

Также, с критикой на имеющуюся практику срабатывания профилей СУР из алматинской студии выступил Председатель совета ОЮЛ «КАТЭКС» Сергей Архипкин. Он отметил, что несмотря на соблюдение компаниями – импортерами бытовой техники, европейских стандартов по упаковке товаров, СУР таможенных органов показывает риски на несоответствие веса упаковки до 500 граммов или 9%, что вызывает массовое и намеренное со стороны таможенных органов привлечение данных импортеров к административной ответственности.

В целом, информация КГД вызвала неоднозначную реакцию участников совещания, так как проблемы СУР они обсуждают уже не первый раз. Предприниматели единодушно признали, что игнорирование требований международных соглашений со стороны КГД привело к существованию Системы управления рисками, которая формируется в ручном режиме, является совершенно непрозрачной, носит дискриминационный характер и не содействует упрощению процедур торговли.

Завершая заседание, Дина Мамашева отметила, что КГД все-таки должен разъяснить механизм формирования критериев СУР сегодня, четко прописать в Стратегии и тактике СУР какие сведения являются конфиденциальными, а также подчеркнула необходимость создания общей постоянно действующей рабочей группы по проблемам СУР, работу которой следует рассматривать на очередных заседаниях бизнеса и таможенных органов.

Мангистауский индустриальный парк ищет бизнесменов

Индустриальный парк Мангистау сегодня заполнен лишь на 10%. 

03 Октябрь 2018 17:50 912

Фото: lada.kz

Из 28 мест, предоставляемых предпринимателям, в специальной зоне работают пока только три. Об этом рассказал Канат Толепов, заместитель генерального директора ТОО «Индустриальный парк Мангистау», пишет Lada.kz.

Индустриальная зона Мангистау была создана в июне прошлого года. Сегодня она предлагает предпринимателям электроэнергию по льготным тарифам, обеспечение газом, железнодорожной веткой и другими услугами.
«Программа индустриально-инновационного развития была инициирована главой государства. У нас в области социально-предпринимательской корпорацией «Каспий» было принято решение об открытии ТОО «Индустриальный парк Мангистау» на базе актауского завода пластических масс, который являлся в своё время одним из крупнейших химических заводов по производству стирола и полистирола. Инфраструктура индустриального парка задействована в оказании услуг транзита энергоресурсов: электроэнергии, технической воды, газа, очистки промстоков, предоставлении подъездных путей для бесперебойной работы порядка 28 субабонентов», – рассказал Канат Толепов.
В индустриальном парке сегодня работают три компании. К аренде подлежит 29 зданий, которые делятся по категориям А, В и С в зависимости от наличия благоустройства и коммуникаций. 
«В данный момент составляется финансовое экономическое обоснование на проведение модернизации в индустриальном парке, поскольку всё оборудование нуждается в модернизации и необходимо внедрять новые технологии. Но в целом условия для предпринимателей есть. Кроме того, предлагается доступная арендная плата по категориям с гибкой системой льгот», – сообщил Канат Толепов. 
В индустриальном парке планируется открытие трёх проектов: по производству серобитума и сероасфальта, по производству кирпичных блоков и газоснабжению населения. 

Глава МИД РК встретился с бизнесменами США

В рамках визита в Нью-Йорк для участия в 73-й сессии Генеральной ассамблеи ООН министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов провёл встречу с представителями деловых кругов США.

28 Сентябрь 2018 15:17 782

Фото: Министерство иностранных дел Республики Казахстан

Об этом сообщает пресс-служба МИД РК.

Мероприятие организовано Деловым советом за международное понимание (Business Council for International Understanding, BCIU), а также американскими компаниями, заинтересованными в реализации совместных торгово-экономических и инвестиционных проектов.

«Современный Казахстан глубоко интегрирован в мировую экономику. Будучи членом ВТО с 2015 года, мы стремимся войти в ряды Организации экономического сотрудничества и развития. Президент Нурсултан Назарбаев запустил программу третьей модернизации национальной экономики с основным упором на цифровизацию и технологическое перевооружение отраслей», – отметил К. Абдрахманов в своём выступлении.

«Казахстан и США укрепляют торгово-экономические отношения в духе расширенного стратегического партнёрства благодаря договорённостям, достигнутым президентами Нурсултаном Назарбаевым и Дональдом Трампом в январе текущего года. Главы государств договорились содействовать справедливому и взаимовыгодному экономическому партнёрству, которое увеличит торговлю и инвестиции, создаст рабочие места и возможности в обеих странах», – отметил глава МИДа.

Он сообщил, что Казахстан и США планируют подписать соглашение в области гражданской авиации для установления прямого авиасообщения. Торговый оборот между Казахстаном и США в 2017 году достиг 1,88 млрд долларов. Соединённые Штаты традиционно являются крупнейшим инвестором в Казахстане с общим объёмом инвестиций более 42 млрд долларов.

В прошлом году американские компании вложили в экономику Казахстана более 3,7 млрд долларов. В настоящее время в Казахстане работают более 500 американских компаний, шесть из них являются членами Совета иностранных инвесторов при президенте (CITI Group, JP Morgan and Co., Chevron, Exxon Mobil, GE Oil & Gas, Bake & McKenzie Int.).По словам главы МИДа, на современном этапе американский опыт особенно востребован в таких секторах, как здравоохранение, машиностроение, строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие.

К. Абдрахманов также пригласил заинтересованные компании принять участие в глобальной конференции, посвящённой 40-летию принятия Алматинской декларации ВОЗ по первичной медико-санитарной помощи, которая состоится 25-26 октября 2018 года в Астане.

Вице-министр здравоохранения Казахстана Алексей Цой, присутствовавший на встрече с бизнесменами, рассказал о совместных проектах с американскими компаниями в сфере здравоохранения в Казахстане, а также о дальнейших планах по расширению сотрудничества.